“Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым [двумя вещами – смертью и воскресением] Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал” (1 Петра 3:18, 19).

Этот стих стал основой для некоторых странных объяснений. Кое-кто сделал из него вывод, что существует длительное промежуточное состояние между смертью и воскресением. Другие считали его основой учения о чистилище. В любом случае, трудность, кажется, заключается в неумении понять, что Библия всегда и везде учит о том, что мертвые на самом деле являются мертвыми, что они ничего не смыслят, поэтому проповедовать мертвым людям невозможно. Без сомнения, теория, что люди, когда умрут, становятся живее, чем при жизни, ответственна почти за все бессмысленные вещи, в которые, надо признать, мы все в свое время верили.

Перед тем как опровергнуть мнение, что эти “духи в темнице” являются человеческими духами, обратим внимание на факт, что бессмысленно говорить, что это “человеческие духи”, ведь человеческие существа не духи, а духовные существа не люди. Священное Писание говорит: “Ты творишь ангелами Своими духов”. Действительно, мы иногда говорим о людях, что они имеют дух жизни, но под этим мы понимаем, что они владеют силой, энергией жизни, и то же самое касается низших рангов творений: животных, рыб, птиц т. п.

А еще мы иногда говорим о Церкви как о духовных существах, зачатых Святым Духом. Например, апостол говорит о телесном человеке в противоположность Новому Творению, духовному существу. Чтобы оценить это выражение, мы должны вспомнить, что класс Церкви получает зачатие Святым Духом для того, чтобы, при условии верности, получить духовное воскресение и стать духовными существами наподобие ангелов и Искупителя. Но мы еще не являемся духами, разве что верой – надеждой. Однако контекст показывает, что апостол не имел в виду Церковь: мы не были в темнице, а получили послание спасения через апостолов.

                                                                   ДУХИ, ОДНАЖДЫ НЕПОСЛУШНЫЕ

Духи, которым было дано это послание, в свое время оказались непослушными, как говорит св. Петр. Он даже рассказывает о времени, когда они были непослушными, а именно: “во дни Ноя, во время строения ковчега”. Действительно, если обратить внимание на подробности, упомянутые в контексте, то никто не может оправдать своего ошибочного понимания этого стиха и применения его каким-то образом к человечеству в наши дни или вообще. Однако для нас было бы полезным узнать все подробности. В чем было их непослушание, и когда они были заключены?

Возвращаясь к Быт. 6:1-5, мы обнаруживаем причину непослушания этих ангелов, которым в течение некоторого времени позволялось убедиться в том, что они могут сделать для поднятия человечества, или, точнее, продемонстрировать, что нисходящая тенденция греха неизлечима, разве что способом, который Бог уже организовал через Мессию и Его славное тысячелетнее царствование.

Вместо того чтобы помочь человечеству выбраться из греха, эти ангелы сами попали в грех и сделали человечество еще более испорченным, пока, написано, не наступило “великое развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время”. Особенный грех этих ангелов заключался в том, что они, получив привилегию материализоваться – брать на себя человеческие тела, чтобы помогать человечеству и наставлять его, – злоупотребляли своей силой и брали человеческих дочерей себе в жены.

Так эти ангелы постепенно начали отдавать преимущество тому, чтобы жить как люди среди людей и закладывать земные семьи, а не находиться в состоянии, в котором они были созданы – как духовные существа, превосходящие людей. Злом было не только поведение вопреки Божественному порядку, но и то, что это делалось для поощрения и удовлетворения похоти, что вело к моральному развращению и имело губительное влияние на человечество. Стоит заметить, что для ангелов, с их превосходящими возможностями и умом, стать зачинщиками похотливых поступков означало получить огромное влияние на человечество, направленное ко греху и осквернению ума и тела.

Нам отдельно сказано, что потомками этого неестественного союза ангелов и человеческих дочерей были исполины, физически и умственно превосходящие грешную человеческую семью – “издревле славные люди”. Выражение, что они были “издревле славные люди”, в то самое время, когда зрелый возраст достигался в сто лет, подразумевает, что Бог не вмешивался, чтобы воспрепятствовать распространению или прекращению этого греха в течение, по крайней мере, нескольких столетий. Тем временем человеческий род так испортился, что, по-видимому, только Ной и его семья не осквернились, тогда как все другие так или иначе (прямо или косвенно) попали под влияние этих грешных ангелов или их сынов-исполинов. Следовательно, о Ное не написано, что он был совершенным человеком, а был “человек праведный и непорочный в роде своем”, неоскверненный, и его семья, по-видимому, тоже. Собственно, только они спаслись в ковчеге, тогда как все остальные, в той или иной степени оскверненные, были уничтожены потопом.

                                                                         “В УЗАХ МРАКА” (Одинц.)

Именно тогда и там Бог заключил в темницу этих духов, ангелов, которые не сохранили своего первоначального состояния и потому названы падшими ангелами, бесами, демонами. Они не были заключены в каком-то далеком мире, называемом адом, где заняты поддержанием огня для пыток несчастного человечества. Следуя указаниям Священного Писания, мы обнаруживаем, что когда пришел потоп, они не были уничтожены, потому что хотя их плотские тела, какие они брали для себя, действительно могли погибнуть, они сами только дематериализовались, приняв обратно свое духовное состояние.

В описании сказано, что Бог сверг их, осудил на изгнание, чтобы они больше не общались со святыми ангелами, но принудительно находились в tartarus – в нашей земной атмосфере. Здесь они и были заключены – не в каком-то особом месте, а в том значении, что их свободы были ограничены, “в узах мрака”. Им более не позволялось материализоваться и, тем самым, общаться с человечеством. Об этом ясно рассказали нам св. Иуда и св. Петр (Иуд. 1:6; 2 Пет. 2:4, 5), и это объяснение полностью отвечает описанию Книги Бытия об их грехопадении.

                                                 РАЗ НЕПОСЛУШНЫЕ – ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕПОСЛУШНЫЕ

Мы, конечно, не можем знать, все ли падшие ангелы по-прежнему неверны в своем сердце. Напротив, судя из нашего стиха, можем допустить, что с тех пор некоторые из этих падших ангелов раскаялись в своем плохом поведении, и можем без преувеличения сказать, что любому из раскаявшихся, наверное, приходится очень трудно. Вынужденные находиться рядом и в тесном общении с более злобными и злонамеренными ангелами, зная обо всех их злых намерениях и усилиях, они находятся в ужасных условиях. Кроме того, можем быть уверены, что мятежные ангелы в своем беззаконии без колебаний преследуют тех, которые раскаялись, всеми мыслимыми способами, не обращая внимания на Божественную волю.

С другой стороны, те, которые раскаялись, обязаны сдерживаться и не воздавать взлом за зло, зная, что это противоречит Божественной воле. Иными словами, падшие духи, которые раскаялись, под воздействием проповедования Иисуса прошли своеобразный процесс очищения. И уже сама эта мысль вызывает у нас сочувствие к ним.

Многие падшие духи (мы не знаем, сколько из них) после заключения и потери привилегии материализоваться продолжали свое активное противостояние Богу по примеру сатаны. Поэтому о них сказано как о его ангелах, его посланниках, его слугах, а о нем говорится как о Вельзевуле, князе демонов. О сатане, который согрешил намного раньше, чем другие, и несколько другим образом, Священное Писание повествует как об ангеле высшего ранга, высшей природы, и это превосходство сделало его князем, правителем сонма падших духов.

                                                                               БОРЬБА С БОГОМ

Борьба сатаны и его падших ангелов – это борьба с Богом, борьба со всем, что находится в согласии с Ним, борьба со всеми принципами праведности, борьба со всеми средствами и слугами, которые Бог может употребить. В этом смысле очень убедительны слова св. Павла. Он напоминает, что Божий народ ведет борьбу не только “против крови и плоти”, но и “против духов злобы поднебесной”. Возникает вопрос: кто на это способен? Отвечаем, что никто не способен, и без помощи Искупителя Его Церковь была бы побеждена и повержена злом.

Похоже, без помощи Искупителя посредством Его Царства, без связывания сатаны, без освобождения мира от рабства греха и смерти мир не имел бы никакой надежды быть восстановленным из своего нынешнего рабства. Но мы восклицаем вместе с апостолом: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31).

                                                                   МЕДИУМЫ И ОДЕРЖИМОСТЬ

Начальным планом нападения со стороны сатаны было получение влияния над нашим родом путем ложного представления, ставя тьму на место света и свет на место тьмы, как это было, например, в случае искушения, в котором не устояла мать Ева. Сатана представил себя как друг Евы, давая ей мудрый совет. Он представил так, словно приказ Бога нашим прародителям не есть с дерева познания добра и зла содержал самолюбивые мотивы. Сатана заявил, что Бог сказал неправду, когда говорил, что наказанием за грех будет смерть. Поэтому сатана дал понять, что человек не может умереть.

А разве с тех пор он не занимался подобной фальсификацией? Разве он не обманул этим весь мир? Разве все люди во всех землях не верят, что когда человек умирает, то в действительности не умирает, а становится еще более живым – точно так же, как он лгал в первом случае? Как мало поверило Богу, даже из Его народа, который действительно Его любит и стремится верить учениям Его Слова? Мы все были словно “околдованы”. “Бог века сего [сатана] ослепил умы” наши. Лишь теперь мы начинаем видеть, что смерть является наказанием за грех, а воскресение – спасением, которое Бог обещал дать и даст.

Сатана имел могущественных сообщников и слуг в лице падших ангелов, и по причине их настойчивости ложь сатаны, казалось, возымела триумф над Божественным Словом – “смертью умрешь”. Эти падшие духи по-разному проявляли себя в каждом земле в течение веков, тем самым, очевидно, поддерживая теорию, что мертвый человек еще более жив, чем тогда, когда он жил. Зная, что человечество ничего не будет иметь с ними, если узнает, кто они, эти духи скрывали свою личность и прикидывались нашими умершими друзьями, которые хотят с нами поговорить непосредственно или через медиумов.

Еще одно желание этих ангелов – попытка вселиться в человеческое существо или завладеть им. После того как они были закованы в цепи, то есть лишены привилегии материализоваться, следующей наиболее желанной вещью в их убеждении было заполучение контроля над человеческим существом и использование его тела вместо собственного. Это называется одержимостью. Лиц после такого нападения отправляют в приют для сумасшедших, где, как подсчитано, они составляют почти половину от общего количества. Во дни нашего Господа их не считали душевнобольными, а называли, как и положено, одержимыми. Все помнят описание в Новом Завете того, как наш Спаситель и Его апостолы изгоняли из людей легионы этих падших духов.

                                                 “РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО МЫ БУДЕМ СУДИТЬ АНГЕЛОВ?”

Нет надобности обсуждать этот вопрос с исследователями Библии, потому что он слишком хорошо известен, чтобы о нем говорить. Советуем всем нашим читателям провести тематическое исследование этой темы. Посмотрите, сколько раз Иисус и апостолы изгоняли бесов, и заметьте подробности. Хотя вокруг нас дальше имеются медиумы и одержимые, мы не знаем, больше ли их, чем во дни нашего Господа, или меньше. Поскольку население мира сегодня намного больше, то же количество злых духов (которое не увеличивается) соответственно кажется меньшим.

Как бы то ни было, мы можем говорить о плодах больших проповедей, обращенных к ним и связанных со смертью и воскресением нашего Господа, о которых вспоминает св. Петр в нашем стихе. Кроме того, св. Павел замечает: “Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?” (1 Кор. 6:3). Знаем наверняка, что святых ангелов не нужно ни судить, ни испытывать, поэтому апостол, очевидно, имеет на мысли испытание, то есть суд, тех духов в темнице, которые когда-то были непослушны во дни Ноя. А поскольку этот суд, это испытание является частью Божественного плана, это свидетельствует о надежде для них и, вместе с высказыванием св. Петра в нашем стихе, позволяет разумно допустить, что проповедование Иисуса для них вовсе не было бесполезным.

                                                 КАК ИИСУС ПРОПОВЕДОВАЛ БУДУЧИ МЕРТВЫМ?

Здесь появляется еще другой вопрос: если Иисус был действительно мертв, как утверждает Священное Писание, если Он “предал душу Свою на смерть”, если Он “сделал душу свою жертвой повинности” (Иосиф.), и Его душа была поднята из мертвых только на третий день после Его распятия, то как Он мог в это время проповедовать духам в темнице или еще кому-то? Отвечаем, что Он мог проповедовать точно так же, как это было, по словам апостола, с Авелем: “Ею он и по смерти говорит еще” (Евр. 11:4), и как кровь Авеля, сказано, громко взывала к Богу – образно. В одном мы уверены: Иисус не обращался устно, когда был мертв. Он проповедовал так, как мы часто имеем на мысли, когда говорим: “Дела красноречивее слов”.

Большой наглядный урок, который видели падшие ангелы, был для них большой проповедью, которая давала основу для надежды. В нескольких случаях падшие духи, когда им было приказано выйти из человеческих существ, говорили, что они знают Иисуса. Когда-то давно они знали Его, когда Он, Единородный Отца и Его Представитель, создал их и все, что начало быть, и являлся также словесным орудием для всех Божественных приказов и распоряжений.

Падшие ангелы понимали, что Он пришел в мир, чтобы стать его Искупителем. Они осознавали, какой большой шаг вниз из Своего величественного положения на небесном уровне к положению слуги на человеческом уровне Он сделал. Они восхищались Его преданностью и верностью Богу, и, по-видимому, считали Его безрассудным, и никогда не думали, что Он встанет из мертвых. Но когда они поняли, что на третий день Он воскрес к славе, чести и бессмертию, “превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого”, Его проповедь для них закончилась, а именно: “Ибо возмездие за грех – смерть”, но “дар Божий – жизнь вечная” (Рим. 6:23). И когда они осознали Силу Бога и Любовь Бога к Его человеческим созданиям, то, по словам апостола, это стало для них посланием надежды. Возможно, если бы они показали полное раскаяние перед Богом, Он окончательно имел бы к ним милость, как имел и показал милость к человечеству.

Это урок для всех. Божья сила безгранична, как и Его любовь, Его милосердие, Его доброта. Тем не менее, каждый сознательный грех получит свое наказание, справедливое возмездие, и только охотные и послушные будут иметь Божественную милость и вечную жизнь. Пусть каждый применит эту лекцию к себе.