1

ПОДНОЖИЕ ИЕГОВЫ, СДЕЛАВШЕЕСЯ СЛАВНЫМ

Подножие Бога, оскверненное и оставленное по причине греха – Обещанное возрождение его славы – Возрождение искупленного удела – Его самая яркая драгоценность – Ноги Иеговы, снова поставленные “на Горе Елеонской” – Окончательные благословения – Подножие наконец действительно славное.
“Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих”. “И Я прославлю подножие ног Моих”. “И станут ноги Его [Иеговы] в тот день на горе Елеонской” (Книга пророка Исайи
60:13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
66:1 Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
Ис. 60: 13; 66: 1
; Книга пророка Захарии
14:4 И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу.
Зах. 14: 4
; Мат. 5: 35; Деяния святых Апостолов
7:49 Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
Деян. 7: 49
).
Подножие Бога на протяжении прошедших шести тысяч лет отнюдь не было славным: грех, боль, вопли, умственные и физические страдания и смерть сделали его одним погребальным склепом, в котором сегодня, по самым скромным подсчетам, по крайней мере, пятьдесят миллиардов человечества ожидает будущего времени, когда будет удалено проклятие божественной справедливости, а свет божественной милости, сияющий от лица Иисуса Христа, нашего Господа, взойдет как Солнце Правды: 
“Разгони греха густые тени,
Освети лучом целебным мрак сей”.
Для этого Бог сделал богатые приготовления. Выкуп Адама и всех, кто понес потери через него, как его дети, искупило весь мир и обеспечило каждому члену нашего рода возможность испытания при благоприятных условиях на предмет вечной жизни. Оно сделало даже больше – купило обратно райский дом Адама (потерянный в результате его проступка) и его господство как царя земли, представителя Бога, его Творца и Отца.
Поэтому мы читаем: “А ты, башня стада [Христос], холм дочери Сиона! К тебе придет и возвратится прежнее владычество” (Книга пророка Михея
4:8 А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство - к дщерям Иерусалима.
Мих. 4: 8
). Апостол Павел также говорит об “искуплении удела” (Послание апостола Павла к Ефесянам
1:14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
Еф. 1: 14
). Наш Господь в одной из Своих притч также сослался на это, показывая, что Он купил не только человечество, сокровище, но и поле, мир, землю от проклятия: и все, кто присоединится к Нему, как члены класса Царства, участвуют в этой купле поля и сокровища (Мат. 13: 44).
Вся деятельность Тысячелетия будет состоять из переустройства и того, чтобы сделать подножие Бога славным. Рай, потерянный через грех, был только “садом” в одном из уголков земли. А так как род Адама увеличился, чтобы наполнить землю, согласно божественному намерению (Книга Бытия
1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Быт. 1: 28
), и поскольку все искуплены, возникнет необходимость предоставить достаточно большой Рай, чтобы вместить всех: это будет означать, что вся земля станет похожей на Едемский Сад в результате плодородия, красоты и совершенства. Все это обещано как величественное будущее осуществление божественного плана (Деяния святых Апостолов
3:20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
3:21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
Деян. 3: 20, 21
; Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
2:7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Отк. 2: 7
; Второе послание апостола Павла к Коринфянам
12:4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
2 Кор. 12: 4
).
Однако самой большой драгоценностью прославленного подножия Господа в конце Тысячелетия будет человечество, в совершенстве которого, в свободе, подобии Бога, в моральных и интеллектуальных добродетелях будет отражен сам образ Божества. А самым славным образом совершенный человек будет воздавать честь своему Творцу и Его удивительному плану своего создания, искупления и реституции. С этим удивительным планом всегда будет близко отождествляться, во-первых, Господь Иисус, “Слово” Иеговы, и, во-вторых, Невеста, жена Агнца и сонаследница в использовании благословений, обеспеченных выкупом.
Украшение и прославление Господнего “подножия” не будет завершено, пока наш Господь Иисус, почитаемый представитель Отца, не “упразднит всякое [сопротивляющееся] начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои”, прежде чем передаст Царство в конце Тысячелетия (Первое послание апостола Павла к Коринфянам
15:24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
15:25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
15:26 Последний же враг истребится - смерть,
15:27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
15:28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
1 Кор. 15: 24-28
).
Период царствования Греха и Смерти показан как время, когда Бог “вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего” (Книга Плач Иеремии
2:1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего.
Плач. 2: 1
). После начала Тысячелетия к людям пророчески обращены слова: “Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!” (Псалтирь
98:5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
Пс. 98: 5
). Мысль, что установление Нового Иерусалима, прославленной Церкви Бога, как нового правительства на земле, будет означать начало восстановления божественной милости для подножия Иеговы, ясно представлена пророком Захарией (14: 4, 5).

Ноги Иеговы на горе Елеонской

Это пророчество обычно понимают неправильно и применяют к ногам нашего Господа Иисуса при Его втором пришествии. В самом деле, те, кто так ошибается, как правило, идут еще дальше и утверждают, что это будут телесные ноги, пронзенные гвоздями на Голгофе – не осознавая, что наш Господь отдал Свою человеческую природу полностью и навсегда, как наш выкуп; и что Он был поднят из мертвых силой Отца, как славное духовное существо – “образ ипостаси Его [Отца]”.*
—————
*Смотрите Том ІІ, глава 5.
—————
Однако быстрый взгляд на предыдущий стих (3) показывает, что пророк обращает внимание на возвращение ног Иеговы, потому что выражение (относящееся к скорби, которой будет установлено Царство) таково: “Тогда выступит Господь [Иегова] и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани [в древние времена за Израиль]. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу”.
Как только кому-то удастся распознать факт, что упомянутые ноги – это ноги Иеговы, тот не будет сомневаться, что речь здесь символическая и касается восстановления Господом Его господства на земле, оставленного на довольно долгое время “богу века сего”, сатане – за исключением того, что Господь был представлен, в первую очередь, образной Скинией, во-вторых – Храмом в Иерусалиме, и, наконец, Церковью Христа в ее нынешнем состоянии скинии на протяжении Евангельского века. Конечно, никто не допустит подобной ошибки и не подумает, что ноги Иеговы будут буквально покоиться на этой земле как на “подножии”.
Если высказывания, что “ноги” Иеговы поставлены и покоятся, являются символическими и означают возвращение земле божественной милости и господства, можем быть уверены, что и другие символы, связанные с тем же пророчеством, являются символическими: Гора Елеонская, ее особенное разделение, ее долина, бегство людей, вода жизни из Иерусалима (сравните стих 8 с Книга пророка Иезекииля
47:1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.
47:2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону.
47:3 Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку.
47:4 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу.
47:5 И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.
47:6 И сказал мне: "видел, сын человеческий?" и повел меня обратно к берегу этого потока.
47:7 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону.
47:8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.
47:9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и во́ды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.
Иез. 47: 1-9
) и т.д. – все является символическими высказываниями, образами величественных духовных истин.
Олива – это символ, наполненный смыслом: в древние времена она была источником искусственного освещения – для этой цели использовали, как правило, ее масло (Книга Исход
27:20 И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время;
Исх. 27: 20
). Действительно, на еврейском языке оливковое дерево именовалось shemen или масличное дерево. Оливковое масло в древности использовали также как основу для многих дорогих мазей – как та, которую использовали при помазании священников и царей, и которая представляла святого Духа на прообразном “царственном священстве” (Книга Исход
30:24 касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
Исх. 30: 24
). С незапамятных времен оливковая ветвь использовалась как символ мира (Книга Бытия
8:11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Быт. 8: 11
; Книга Неемии
8:15 И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному.
Неем. 8: 15
).
Так вот, если олива является символом света, мира и божественного благословения через Духа святого, и если гору считать, как в других местах, символом Царства, тогда значение Горы Елеонской здесь легко понять – это Царство Света, Мира и Божественного Благословения. То, что “ноги” Иеговы будут поставлены или утверждены или установлены на ней, означает, что божественное покровительство и закон будут заново установлены на земле посредством святого Царства.
Такое применение выражения “Гора Елеонская” полностью согласуется с высказыванием апостола (Послание апостола Павла к Римлянам
11:17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
11:24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Рим. 11: 17, 24
), в котором он сравнивает телесный Израиль с первоначально культурным оливковым деревом, а языческих обращенных – с дикими оливковыми ветками, привитыми туда, откуда естественные ветви были отломаны (сравните Книга пророка Иеремии
11:16 Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее.
11:17 Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу.
Иер. 11: 16, 17
). Он объясняет, что корень дерева – это обетование Бога, обетование Аврааму, что семя Авраама должно, в конечном счете, благословить все роды земли и т.д. Окончательно, тот же корень, то есть обетование, должен держать два вида веток – привитые дикие оливковые ветви и заново привитые естественные ветви: когда с телесного Израиля будет снято его ослепление, и он будет смотреть глазами веры на Спасителя, распятого и пронзенного восемнадцать столетий назад – на жертву за грех. Мы помним также, что телесный Израиль долгое время был образным Божьим Царством, то есть горой, и что духовный Израиль Евангельского века призван быть истинным Царством Бога, как сказал наш Господь: “Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство”.
Более того, от этих двух Царств (еще до того, как слава Иеговы обосновалась на них, чтобы использовать их для благословения всего мира человечества) исходил всякий “свет мира” на протяжении всего темного прошлого: ведь не они ли являются представителями Ветхого и Нового Заветов, старого и нового Заветов? Разве не они соответствуют Господним двум свидетелям и двум маслинам из Захарии (4: 3, 11, 12), ясно упомянутым также в Откровении (11: 4), в том, что эти две части горы символизируют результат этих двух заветов, последствия свидетельства – Царство в его небесной и духовной частях?
Отсюда нам понятно, что две половины Горы Елеонской означают две части Царства Бога, четко разграниченные согласно божественному порядку, или устройству. Разграничение не служит признаком какого бы то ни было противостояния между двумя частями Царства. Это, наоборот, имеет целью создать “Долину Благословения” посредине – к которой все, ищущие божественной помощи, могут бежать и обрести помощь под блаженной защитой одинаково небесной и земной частей Царства.
Пророку Давиду (Псалом 83) по-видимому было дано взглянуть раньше на эту большую “Долину Благословений”, рядом с “ногами” Иеговы, когда он воспевал сначала святых Евангельского века, а затем тех, кто станет благословенным в следующем веке, говоря:

“Как вожделенны жилища Твои,
Господи сил!
Истомилась душа Моя,
Желая во дворы Господни;
Сердце мое и плоть моя восторгаются
К Богу живому.
И птичка находит себе жилье,
И ласточка гнездо себе,
Где положить птенцов своих,
У алтарей Твоих, Господи сил,
Царь мой и Бог мой!
Блаженны живущие в доме Твоем;
Они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Блажен человек, которого сила в Тебе,
И у которого в сердце стези (праведности) направлены (полностью) к Тебе.
Проходя долиною плача,
Они открывают в ней (радости) источники [превращают в Долину Благословений],
И дождь покрывает ее благословением [Книга пророка Иоиля
2:28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
Иоил. 2: 28
].
Приходят от силы в силу,
Являются пред Богом
На Сионе”.

Восемьдесят четвертый Псалом также описывает возвращение божественного милосердия и благословения при Тысячелетнем Царстве – Елеонскую Гору (Царство) в двух частях.
Раздвижение одной части горы на север, а другой на юг – важно; Север расположен в направлении созвездия Плеяд, небесного центра вселенной, предполагаемого местонахождения божественной империи.* Это, вероятно, указывает на “изменение” Евангельской Церкви в настоящее время от человеческого к духовному состоянию как “причастников Божеского естества”: перемещение другой половины горы, пожалуй, означает полную реституцию, к совершенным человеческим условиям, тех древних годных, которые признаны достойными составлять земных представителей Божьего Царства.
————–
*Смотрите Том ІІІ, стр. 321.
————–
Образовавшаяся таким образом долина будет полна света – свободна от теней: солнце будет освещать ее востока на запад. Это говорит символически о Солнце Правды и его полном свете божественной истины и благословения, рассеивающем тени греха, невежества, суеверия и смерти, исцеляя и восстанавливая желающих и повинующихся из числа человечества, которые будут бежать в эту долину благословений, долину милости. Эта долина милости “между” и “под” опекой духовной и человеческой частей Царства Света и Мира (поставления ног Иеговы) действительно будет “Долиной Благословений” для всех, кто ступит в нее с разбитым и стесненным сердцем.
Затем, мы должны помнить, что хотя только Израилю было сказано: “Вы побежите в долину гор Моих”, однако имя Израиль означало “народ, благословенный Господом”, “народ Бога”, “Господний народ” (Вторая книга Паралипоменон (Вторая книга Хроник, Вторая Летопись)
7:14 и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.
2 Пар. 7: 14
). И хотя, как мы увидели, первое или духовное благословение Царства придет к духовному Израилю, а второе или земное благословение начнется от Израиля по плоти, оно на этом не прекратится, потому что при желании всякий сможет стать израильтянином: проявляя веру и повиновение Авраама, все человечество сможет стать истинными израильтянами – “народом Бога”. Вот почему пророк Исаия говорит, что когда Израиль будет призван обратно к божественной милости, при установлении Царства, он будет включать “каждого, кто называется Моим [Иеговы] именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил” (Имя Израиль будет тогда применимо ко всем, кто будет Божьим народом) (Книга пророка Исайи
43:7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
Ис. 43: 7
; Послание апостола Павла к Римлянам
9:26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
9:33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
10:13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Рим. 9: 26, 33; 10: 13
).
“И [так] придет Господь Бог мой и [таким образом] все святые [будут соединены] с Ним” (Книга пророка Захарии
14:5 И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.
Зах. 14: 5
). Когда полностью наступит Божье время, когда истечет позволение власти для язычников, когда прекратится жертвование великого Дня Примирения (Евангельского века), когда Первосвященник завершит совершение примирения – не только за Свое собственное “тело”, Церковь, но и за Свой “дом” и за “весь народ”, и выйдет благословить всех людей, тогда проклятие Иеговы, то есть приговор смерти, будет снято с земли, Его скиния подножия снова будет признана. Начнется и будет продолжаться ее украшение в истине и праведности и в святом духе любви, пока, в конце Тысячелетия, все пожелавшие быть праведными не достигнут совершенства, то есть будут воссоединены с Иеговой, а все, не имеющие такого желания, не будут уничтожены (Деяния святых Апостолов
3:23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
Деян. 3: 23
; Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
20:9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
Отк. 20: 9
).
Следуя описанию дальше, пророк возвещает о том дне, в котором земля постепенно станет славной как подножие Иеговы:
“И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится [ясный] свет” (Книга пророка Захарии
14:6 И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
14:7 День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.
Зах. 14: 6, 7
).
Некоторые спутали “день”, описанный здесь, с “днем Мщения”, который является “днем тьмы и мрака, днем облака и мглы” (Книга пророка Иоиля
2:2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов.
Иоил. 2: 2
; Книга пророка Софонии
1:15 День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы,
Соф. 1: 15
), и переводчики, по-видимому, преимущественно пытались согласовать переводы. Но это не так; день, упоминаемый здесь Захарием, имеющий лишь частичный свет, – это Тысячелетний День, хотя в нем взойдет и будет сиять Солнце Правды, чтобы рассеять земные вредные испарения греха, суеверия и смерти. Тем не менее, он будет только частично светлым, поскольку из поколения в поколение будет иметь дело с падшим родом, приведенным из могилы, и с разными уровнями реституции к совершенству. Но как приятно убедиться, что в тот день, когда ноги Иеговы будут обратно становиться на Его подножие, уже не будет более “густой тьмы”; и что в конце этого Тысячелетнего Дня мир достигнет, вместо темнеющих сумерек, наивысшего зенита “света, озарившего… познанием славы Божией [Иеговы]”; и его солнце уже никогда не сядет.
Упоминание рек живой воды, текущих из Иерусалима, в этом Тысячелетнем Дне, когда ноги Иеговы опять будут поставлены на Его подножие (Книга пророка Захарии
14:8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.
14:9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
Зах. 14: 8, 9
), припоминает нам соответствующее свидетельство Иезекииля (47: 1-12), а также Иоанна Откровителя (22: 1, 2), которые, под тем же символом живых вод, текущих от престола Тысячелетнего Царства, показывают нам реституционные благословения посредством символа “живых вод”, к которым каждый сможет прийти и пить свободно, и плодоносные деревья жизни вечной, листья которых исцелят обратившиеся народы земли от всякого несовершенства.
Да! “И Господь будет Царем над всею землею, в тот день…”; Его Царство придет, как о том долго молились Его верные; в конце того дня Его воля будет исполняться на земле, как она исполняется на небе. Подножие Бога будет в то время воистину славным, как написано:
“Но жив Я, и славы Господней [Иеговы] полна вся земля” (Книга Числа
14:21 но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля:
Числ. 14: 21
; Книга пророка Исайи
11:9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море.
Ис. 11: 9
; Книга пророка Аввакума
2:14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
Авв. 2: 14
).