1

СПЕРВА ПРИДЕТ ИЛИЯ

Как это важное пророчество св я зано с Вторым Пришествием – Частичное и образное исполнение в Иоанне Крестителе – Действительное исполнение – Видение на св я той горе – Замечательное соответствие между Илией-образом и Илией-прообразом – Врем я Приблизилось – Перспектива – Преемник Илии, Елисей.

“Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием” (Книга пророка Малахии
4:5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
4:6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
Мал. 4:5, 6
).

          Рассматривая доказательства времени близкого установления Царства Мессии на земле, нельзя пропустить это пророчество, свидетельствующее о важности прихода Илии.

          Характер нашего текста необычный. Видимо в нем идет речь о том, что делом Илии будет обратить (т.е. изменить) родителей к смиренному, детскому состоянию, а потом, сделав их послушными как маленьких детей, вернуть их сердца из заблуждения, греха и неверности, и привести их обратно к согласию с их “отцами” (так евреи называли своих верныхпатриархов и пророков).

          Пророчество Малахии (последнее послание Иеговы к Израилю), кажется, произвело на них глубокое впечатление – особенно последние две главы, которые в частности касаются пришествия Мессии и особых испытаний, которые день Господнего присутствия должен был принести вместе с ним (смотрите Книга пророка Малахии
3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
3:2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,
3:3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.
3:13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?"
3:14 Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
3:15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы".
3:16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".
3:17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
3:18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
4:1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
4:2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
4:3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4:4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
4:5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
4:6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
Мал. 3:1-3, 13-18; 4:1-6
). Сделав из этого вывод, что испытание будет особенным, они нашли утешение в последних стихах, упомянутых выше, где обещано, что пророк Илия, однажды уже обративший весь народ от поклонения Ваалу к поклонению Богу, снова придет, чтобы подготовить их перед этим суровым временем испытания, которое приведет пришествие Мессии.

          Это пророчество не осуществилось в первом пришествии нашего Господа – ни та его часть, которая касается Мессии, ни та, которая касается Илии. Очевидно, оно относится ко второму пришествию; к приходу “Посланника Завета” во славе и силе; к испытанию и великой скорби Дня Господнего в то время. Однако представление Христа образному Израилю и великая скорбь, настигшая их как народ, когда они отвергли Его, – все это было еще одной предвиденной и спланированной Богом тенью, предназначенной для дальнейшей иллюстрации во многих подробностях содержания этого пророчества. То, что делал Иоанн Креститель для Израиля, в духе Илии, было похожим на дело обещанного Илии, но не принесло успеха. В результате на этот народ пришла скорбь (проклятие). Настоящий Илия, о котором здесь говорит пророк, должен произвести огромное дело по всей “земле”, чтобы подготовить все человечество ко второму пришествию. Некоторое время и он не будет иметь успеха, в результате чего великое время скорби (проклятие) поразит всю землю.

          Упомянутое пророком пришествие Илии должно быть “ перед ” этим “днем Иеговы, великим и страшным”.* И поскольку (как мы уже показали) великий День Иеговы начался в 1874 г . н.э. и будет продолжаться 40 лет, закончившись (с истечением Времен Язычников) полным свержением всемирного, сатанинского господства на земле и полным утверждением в должности Еммануила (Христа Иисуса и Его святых) со всей силой и господством, то для нас здесь важно показать, что Илия пришел . Ему не удалось обратить сердца людей к детской непосредственности и к [истинной] мудрости справедливых, поэтому (как это предвидел и предсказал Бог) приходит великое время скорби. В нем Бог преподнесет человечеству, с помощью сурового и горького опыта, уроки, в которых оно нуждается для полного усвоения, чтобы приготовить его принять с признательностью Христа (Иеговы Посланника Нового Завета) и все справедливые меры, законы и т.п. этого завета.

          *Смотри Том I, глава xv.

          В первом пришествии, как мы уже видели, осуществление многих Божьих обетований и планов производилось в небольшом масштабе – в одном народе, Израиле. Все это было иллюстрацией более великих и величественных реалий, осуществление которых произойдет во время второго пришествия Христа. И как чудеса, исцеления и т.п. представляли более значительные дела Тысячелетнего века, а въезд нашего Господа на осле как Царя представлял принятие Им большей власти, величия и чести во втором пришествии как Царя царей и Господа господ, так “ человек Иисус Христос” и Его небольшая группа учеников представляли превознесенного Господа Славы, объединенного со святыми (Его невестой и сонаследницей), во втором пришествии. И так же Иоанн Креститель со своими учениками, занятыми в том же деле под его руководством (в попытке обратить Израиль и подготовить его к принятию Мессии), представлял истинного Илию (истинную христианскую церковь), задачей которой было попытаться обратить мир перед пришествием к нему Мессии – духовного Господа славы и Царя царей. Иоанну Крестителю, в духе и силе Илии, не удалось реформировать Израиль, поэтому (Мат. 17:12) Израиль отверг Иисуса в плоти и навлек на себя великий “ день отмщения ”, скорби и гнева (Евангелие от Луки
21:22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
Лук. 21:22
). Похожим образом, но в большем масштабе, истинному и великому Илии не удалось обратить и подготовить мир к принятию Царя Славы, и теперь, как результат, должен прийти великий день гнева на мир, чтобы расплавить, смягчить, смирить и приготовить всех восклицать от всего сердца: – Осанна! Благословен грядущий во Имя Иеговы!

          Таким образом, видно, что Церковь во плоти (Христос во плоти, Глава и Тело) является Илией, или предшественником Церкви во славе , Помазанника Иеговы. Нет, не номинальная церковь, но истинно посвященная Церковь, которая по ту сторону могилы будет великим Помазанным Освободителем, — именно она составляет Илию. Ее миссия заключается в том, чтобы осуждать заблуждение и грех, и указывать на будущее Царство славы. Наш Господь Иисус и апостолы, а также все верные во Христе Иисусе с того времени, принадлежат к этому великому прообразному Илии, пророку, или учителю – к тому же классу (Главе и Телу), который вскоре образует Царя Славы. Дело, в котором сейчас занята Церковь, носит лишь предварительный характер по отношению к ее будущему делу реформирования мира. В своей царской должности Церковь сделает для мира то, что ей не удалось сделать в качестве Илии-учителя.

          Но не поймите нас неправильно: мы здесь показали то, что Бог в Своем плане не предусматривал обращения мира в Евангельском веке. У Него не было такого намерения: сейчас Он задумал только избрание и испытание Церкви, а благословение мира посредством Церкви (Христа) будет в следующем после этого веке. И мы не противоречим себе, когда говорим, что Илия (Христос в плоти) пытался обратить мир, но не сумел (за исключением некоторых частичных реформ), ведь хотя Бог знал и предсказал, что наша миссия для мира в основном закончится неудачей, не считая выбора избранного малого стада, однако, зная, что такие старания благоприятно отразятся на нас самих, Он поручил нам через нашего Господа стараться обращать мир: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. Видя, что Он предсказал не только нашу нынешнюю неудачу, но и будущий успех, когда Он возвысит нас и наделит божественной силой, мы в состоянии радоваться даже при виде сравнительной неудачи прошлых восемнадцати столетий, при этом осознавая, что все труды класса истинного Илии не были напрасны, а послужили божественной цели развития истинной Церкви – когда она давала свидетельство перед миром, которое будет на пользу в надлежащее время.

          Иоанн Креститель не был в действительности Илией, возвратившимся на землю, и Церковь тоже не является им. И как правда то, что Иоанн исполнял работу Илии для Израиля (Евангелие от Луки
1:17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
Лук. 1:17
), чтобы подготовить их, а также представил Господа в плоти, так и правда то, что Церковь исполняет предсказанную работу Илии в “духе и силе Илии” для мира, провозглашая второе пришествие нашего Господа почти теми же словами, которыми Иоанн пользовался при первом пришествии: “Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете; Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня” (Евангелие от Иоанна
1:26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
1:27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Иоан. 1:26, 27
).

          Не все смогли принять свидетельство Иоанна или осознать, что он был предшественником Царя в плоти. Если бы они смогли, то были бы готовы принять Иисуса как своего Мессию. Для всех тех, которые могли принять и действительно приняли свидетельство Иоанна и признали Христа, – для них Иоанн в самом деле исполнил работу Илии. Как говорил им Господь об Иоанне (Мат. 11:14): “Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти”, – хотя Иоанн и его работа не исполнили полностью предсказания об Илии, как и наш Господь в плоти не исполнил всего, что было предсказано о Мессии. Для всех, кто мог Его принять, Он был Помазанником Иеговы – даже еще до того, как закончил Свое дело жертвования, был прославлен и пришел снова, осуществляя огромные полномочия Мессии или Освободителя. В первом пришествии Иоанн действительно был в определенной степени завершением образа, начатого в лице и работе Илии, а работа Иоанна во время первого пришествия представляла завершающую работу Церкви во втором пришествии. Ее члены, ноги Христа в плоти (ноги Илии), провозглашают Царство (Книга пророка Исайи
52:7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Ис. 52:7
). Тем, которые “могут принять  , мы возвещаем близкое царствование прославленного Христа. Похожим образом мы указали тем, которые “могут принять” , на предсказанного прообразного Илию. Некоторые, возможно, не “примут”, а будут и впредь ожидать какого-то человека, который исполнил бы предсказания Малахии, и “не узнают времени посещения своего” до тех пор, пока великий день скорби не будет пылать, как печь.

          Тогда будет видно, что неудача Илии (Христа в плоти) обратить и восстановить мир была таким же предвиденным последствием, как и неудача Иоанна обратить Израиль. Но это будет тот же класс Илии, только уже прославленный и наделенный властью, который на протяжении Тысячелетнего века будет благословлять и учить мир, а также восстанавливать все, как это было обещано устами всех святых пророков (Деяния святых Апостолов
3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
3:20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
3:21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
Деян. 3:19-21
). Образ Илии прекращается с завершением нашего земного пути только в значении его имени и подобия. В согласии с этим звучит ответ нашего Господа Его ученикам, спросившим: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?” Отвечая, наш Господь не пытается дать исчерпывающего объяснения, что Илия – это образ, а Иоанн – его продолжение и одновременно его образное исполнение и т.д., потому что этого ученики еще не были готовы понять, так как не пришло еще время. Поэтому, показывая неудачу Иоанна как частичное исполнение пророчества, наш Господь добавляет: “Илия действительно грядет* ивосстановит все ” (Мат. 17:11, Diaglott). Очевидно Он думал тогда о Своем славном деле грядущего века вместе со Своим прославленным “Телом”, избрание и испытание которого предстояло в Евангельском веке. Он смотрел за завесу в Тысячелетний век и видел класс Илии, подхваченный в огненной колесницей в силе и великой славе — в духовном возвышении.

          *В наиболее древних манускриптах не встречается “прежде” .

          Образ женщины используется тогда, когда речь идет о самой Церкви, в отдельности от ее Господа и Главы. Отделенная и отличающаяся от своего Господа и Жениха, она является обрученной невестой. Но в данном случае как прототип используется мужчина, Илия, потому что представленная работа не принадлежит самой Церкви, отделенной от ее Господа, а им обоим. Наш Господь точно так же был Главой и Предшественником Церкви в плоти (Илии), как является Главой победоносной Церкви – Христа. Есть еще много других примеров, в которых мужчина выступает в роли прототипа, когда иллюстрируется совместная работа Иисуса Христа и Его Тела, Церкви. Например: Аарон и все его приемники в чине Первосвященника представляли Господа и подсвященников, членов Его тела; Мелхиседек похожим образом представлял целое Тело в славе; также Моисей, Давид и Соломон. Поэтому употребление Илии как прототипа в иллюстрации совместной работы Христа и Церкви соответствует библейскому подходу.

          Принимая во внимание класс, представленный в Илии, каким убедительно красноречивым было “ видение ”, показанное Господом трем ученикам на горе преображения (Мат. 17:1-9)! Ап. Петр говорит нам, что это было видение грядущего Царства (Второе послание Петра
1:16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
1:17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
1:18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
2 Пет. 1:16-18
). Наш Господь, преобразившись, предстал пред их глазами в излучающем свете. Там была и фигура Моисея, представляющая Эпоху Моисея, или Закона, а также фигура Илии, представляющая Евангельскую, или Христианскую эпоху. Обе эти эпохи устремляли свой взор, указывали и словесно обращали внимание на жертву и страдания Христа, а также на последующую славу.

          Прежде, чем оставить эту тему, мы обратим внимание на некоторые особенности и случаи из жизни пророка Илии (образа), сравнивая их с историей Церкви (прообразного Илии). Это, несомненно, приведет в изумление всех тех, кто не замечал их раньше. Чтобы легче было сравнивать, мы поместим их в две колонки.

          ИЛИЯ

          Илия был преследован за преданность истине и праведности.

          Главным его преследователем была Изавель, злая царица Израиля, упоминаемая по имени как образ врага святых (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
2:20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
Отк. 2:20
).

          Сила преследования Изавели применялась посредством ее мужа, царя Ахава.

          Илия убежал от Изавели и Ахава в пустыню, в место, приготовленное Богом, где питался чудесным образом (Третья книга Царств (Первая книга Царей)
17:5 И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
17:6 И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
17:7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.
17:8 И было к нему слово Господне:
17:9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.
3 Цар. 17:5-9
).

          Илия провел “три с половиной года” в пустыне. И все это время не было дождя, поэтому в стране был сильный голод (Послание Иакова
5:17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
Иак. 5:17
; Третья книга Царств (Первая книга Царей)
17:7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.
18:2 И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии.
3 Цар. 17:7; 18:2
).

          После трех с половиной лет (1260 дней), когда Илия возвратился из пустыни, заблуждения священников Изавели были явлены; истинный Бог был почтен; и пошел обильный дождь (Третья книга Царств (Первая книга Царей)
18:41 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя.
18:42 И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими,
18:43 и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз.
18:44 В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: "запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь".
18:45 Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.
3 Цар. 18:41-45
).

          В начале царь и народ радовались, а Илия и его Бог прославлялись. Но дух Изавели не изменился. Она и впредь покушалась на жизнь Илии. Поэтому он был вынужден снова бежать в пустыню (Третья книга Царств (Первая книга Царей)
18:40 И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там.
18:45 Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.
18:46 И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля.
19:1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
19:2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них.
19:3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
19:4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
3 Цар. 18:40, 45, 46; 19:1-4
).

          Жизненный путь Илии закончился его взятием с земли.

          ЦЕРКОВЬ

          Церковь была преследована за свою преданность истине и праведности.

          Главным преследователем была отступническая Римская церковь, которая претендует на звание “царицы” и правителя над духовным Израилем (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
18:7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"
Отк. 18:7
).

          Сила преследования папства применялась посредством Римской Империи, с которой оно объединилось.

          Истинная Церковь бежала в символическую пустыню (состояние уединения) в место, приготовленное Богом, где поддерживалась (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
12:6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
12:16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
Отк. 12:6, 16
).

          Церковь провела три с половиной символических года (день за год – 1260 буквальных лет) в состоянии пустыни. В это время был духовный голод из-за недостатка истины – живой воды (сравни Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
12:6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
11:3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
Отк. 12:6; 11:3
; Книга пророка Амоса
8:11 Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод,- не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.
Амос. 8:11
).

          В конце 1260 лет проявилась сила истины и ее свидетельств ( 1799 г . н.э.). И с тех пор истина разлилась миллионами Библий каждый год, оживляя мир и принося плоды.

          Библия принесла такие благословения, что земные империи признают в ней Божью руку. Однако принципы папства (Изавели) в так называемых протестантских сектах заставляют святых снова бежать в состояние пустыни.

          Святые будут изменены из земного состояния к небесному.

          Это потрясающие совпадения, а никак не случайности. Факт, что Илия должен был прийти перед тем великим днем, и что теперь мы увидели в Церкви прообразного Илию, о котором говорил пророк Малахия, и кого потом представлял Иоанн Креститель, надо воспринимать как следующее доказательство того, что время приблизилось – что великий День Господний пришел. Кроме того, в этом образе есть еще и идеи, находящие подтверждение в других местах Писания. Их задача – вести и подготавливать святых к тщательному исполнению своей роли, а также укреплять и поддерживать их в тот бурный день, который прямо перед нами.

          У нас нет малейшего желания рисовать в воображении темные картины. Мы предпочитаем обдумывать и показывать скорее славу, которая последует за великим днем гнева, и радость наступающего Тысячелетнего Дня, чем бедствия и разочарования ближайшего будущего, предшествующие полному восходу солнца. Но необходимо хоть в какой-то мере предупредить святых о надвигающихся событиях, чтобы при их наступлении они не испугались и не отчаялись, а, вооружившись заранее, знали, как их встретить, и кроме этого, чтобы они могли более полно оценить нынешние благословения и усердно трудиться, “доколе есть день; приходит ночь [более темное время по сравнению с тем, что сегодняименуется днем], когда никто не может делать ”.

          Короткая нынешняя пора (перед тем, как грозовые облака рушатся на мир) является самым благоприятным временем для деятельности класса Илии, и отвечает удачливым дням Илии и Иоанна. Она благоприятна для личного развития в благодати и знании, а также для распространения истины – это самое благоприятное время, которое только известно. Как бы радовались ранние искатели истины, например, верияне, если бы у них были такие же пособия для исследователя, как сейчас есть у нас в виде полных изданий Библий с указателями, конкордансов 1 , историй, энциклопедий, словарей и других ценных справочных трудов, цена которых доступна для всех, и которые также можно получить бесплатно в общественных библиотеках даже средних по величине городов. А ко всему этому еще добавляется усиливающийся свет занимающегося Тысячелетнего дня и возможность всех классов самим читать и рассуждать интеллигентным образом. С такими вспомогательными учебниками можно больше узнать о Божьем Слове и плане за день, чем возможно было узнать за год в менее благоприятные времена. Никогда еще не было времени, столь благоприятного для христианских усилий, столь побуждающего к христианской ревности и деятельности, как это время славного послания жатвы Господнего присутствия и радостной вести приближающегося царства.

          Если бы нам пришлось путешествовать из места в место, чтобы встретиться с верующими, то мы в состоянии проехать за неделю (со значительно большими удобствами) столько, сколько ап. Павел смог за месяц или даже больше. Если бы мы хотели проповедовать вслух, то можем сделать это, никому не досаждая и не заставляя бояться нас. К тому же мы живем во время, когда массы людей умеют читать и писать, что было доступно только некоторым в былые времена, и когда печатная “благая весть” доступна по низкой цене, удобна и нередко даже более эффективна, чем словесные проповеди. Охотное сердце может сделать с теми же усилиями намного больше, чем Акила и Прискила в свое время и своим путем. Мы можем проповедовать нашим друзьям и незнакомым по всему миру печатными или написанными вручную страницами, пользуясь нынешними услугами прекрасных почтовых систем, и к тому же почти бесплатно.

          Но апостол, говоря о номинальной церкви последних дней, утверждает, что “настанет время, когда здорового учения терпеть не будут ” (Второе послание апостола Павла к Тимофею
4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
2 Тим. 4:3
, Живой Поток). Хотя эти слова оправдываются сейчас, как и оправдывались в некотором смысле на протяжении столетий, им все-таки надлежит более убедительное и ясное осуществление в будущем. Да, это правда и сейчас, что номинальная церковь не потерпит тех проповедников, которые пренебрегают ее догмами и “проповедуют Слово”, “всю волю [план] Бога”. Имея “льстивый слух”, она больше любит человеческие спекуляции на тему эволюции и лжеименных философий, чем Божье Слово. И все же, не в состоянии помешать ему, она в определенной степени терпит это здравое учение – в степени, далеко превышающей то, что терпел бы Рим в дни своего расцвета.

          Как раз перед словами, которые мы здесь цитировали, апостол прямо обращается к тяжким временам последних дней этого века (Второе послание апостола Павла к Тимофею
3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
3:6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
3:7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
3:8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
3:9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
3:10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
3:11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
3:12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
2 Тим. 3:1-13
). Его характерными чертами он называет надменность, любовь к выгодам, пренебрежение к добру, формализм, жадность, спесь и неблагодарность. Он также заявляет, что ( в Церкви ) злые люди, сбивающие с пути (истины), будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и сами заблуждаясь собственной софистикой. А поскольку апостол размышлял и писал особенно о последних днях, а не о средневековье, то мы целиком оправданно задаемся вопросом, не далеко ли от нас то время в нынешние “последние дни”, когда здравое учение вообще не будет ни приниматься, ни разрешаться.

          Хотя в большой степени это правда сегодня, что никому не позволяется покупать или продавать [торговать истиной] на общественных рынках или в синагогах без наличия начертания зверя или числа его имени (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
13:17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Отк. 13:17
), однако полностью посвященные уже знают, что величественные модные храмы, именуемые церквями, нужны сейчас для проповедования Евангелия не больше, чем они были нужны во дни апостолов, и что великолепные органы и обученные хоры не являются неотъемлемыми атрибутами для привлечения внимания людей, потому что сегодня, как и в ранние дни, простые люди с удовольствием слушают Евангелие и на углах улиц, и на рыночных площадях, и по почте, и из печатных страниц. Возникает вопрос: не может ли это утверждение Объявителя означать нечто большее, чем мы сейчас наблюдаем? И (подобно заявлению апостола Павла) не может ли это означать, что наступит время (в последние дни), когда здравого учения не будут терпеть вообще ? Не может ли в нашем случае произойти нечто похожее с тем, что произошло с Иоанном Крестителем (образом), когда его посадили в темницу? Другими словами, чего нам следует ожидать между относительно благоприятным нынешним временем (хотя и оно не лишено своих трудностей) и будущим блаженным временем справедливости без препятствий? Останутся ли нынешние обстоятельства такими же благоприятными для работы в винограднике, или изменятся (в худшую или лучшую сторону)? Давайте посмотрим, о чем говорят эти образы. Поскольку наш Господь обратил на них наше внимание, то все, что бы мы не нашли в жизни и событиях как Илии, так и Иоанна, которые вполне подходят к событиям Церкви и к свидетельству о ее будущем земном пути, мы оправданно можем считать образным.

          Илию разделила с землей огненная колесница, символизирующая духовную славу и возвышение, которое ожидает в конце земного пути членов Церкви, оставшихся жить на земле до последних дней. Но нам следует также помнить, что он был забран вихрем, т.е. бурей, а буря символизирует скорбь, тогда как огненная колесница является образом победы и славного спасения от этой скорби.

          Последние события в жизни Иоанна Крестителя еще более носят оттенок скорби. Хотя люди не послушались его (Мат. 17:12), они на короткое время признали в нем Божьего пророка и слугу (Евангелие от Иоанна
5:35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
Иоан. 5:35
). Однако когда он огласил присутствие Мессии, вскоре его влияние начало ослабевать, – что он и предсказал, говоря о Христе: “Ему должно расти, а мне умаляться”. Так должно быть и в конце этого века: работа класса Иоанна (класса Илии) заканчивается оглашением, что Небесное Царство близко, и что Царь присутствует. Как раз это сейчас и происходит, и точно такие же слова свидетельства Иоанна можно с той же силой применить к этому времени второго пришествия Господа: “Стоит [присутствует] среди васНекто, Которого вы не узнаете”, “лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” – великим временем скорби (Евангелие от Иоанна
1:26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
Иоан. 1:26
; Мат. 3:12).

          Как Иоанн умалялся (он выполнил свою особую задачу, когда передал свое послание), так и Церковь в плоти должна уменьшаться, неся свое последнее послание, пока последний член не сложит свою посвященную жизнь и не пройдет за завесу в “славу”, чтобы с тех пор быть членом славного, царствующего Христа. Как Иоанн сказал, что Иисус должен расти, так и сейчас, когда установление истинного Царства рядом, мы можем с уверенностью сказать, что Царь присутствует, и что Его Царство должно расти, пока не наполнит всю землю. И оглашенное Иоанном дело “жатвы” (собрание пшеницы и скорбь, ожидающая солому), также находит свою параллель в нынешнее время.

          Свобода Иоанна была ограничена вскоре после того, как своим посланием он огласил Присутствующего и Его предстоящее дело. Он был брошен в темницу, потому что обвинил царя в неподобающей связи с женщиной (Мат. 14:4). И хотя верующие Божьи дети уже не раз обличали в незаконности эту связь между церковью и гражданскими властями, названную в Писании распутством (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
17:5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Отк. 17:5
), и хотя мир в огромной мере отошел от церквей, эта связь по-прежнему существует. Из Писания скорее всего следует, что во время наступающей великой скорби номинальные церкви, называющие себя девами Христа, будут на стороне царей земли, объединенные с ними, а истинная Церковь, как и ее образ – Иоанн Креститель, станет непопулярной и будет ограничена в свободе по причине своей верности в противостоянии и осуждении лжи.

          В случае и Иоанна и Илии преследователем была женщина, а царь выступал в роли ее посредника и орудия. То, что здесь показано символически, уже происходило с истинной Церковью в прошлом, и, несомненно, так произойдет и в будущем – номинальная церковь показана в женщине, а гражданские власти – в царе. О более тесном союзе между ними (более тесном, чем существует сегодня) говорит не только пророчество. Любой пристальный наблюдатель может сам убедиться, что главным рычагом , с помощью которого царская аристократия руководит человеческими массами, является предрассудок, будто Бог назначил этих “великих людей” (хотя часто немощных и порочных) править ими, и что восстание против тирании и несправедливости, а также требование справедливости, свободы и равноправия, означает сопротивление Божьей воле. Отсюда и тенденция правительств и церквей к открытому или тайному союзу для взаимного добра в приближающейся буре.

          Кроме этого, назревающая борьба между аристократией и человеческими массами в каждой цивилизованной земле будет такой необычной и непохожей на что-либо прежнее, что сдержанные, консервативные и склонные к религии люди, боясь полного крушения общества в хаосе и анархии, естественно будут предпочитать монархию, угнетение и рабство в противовес чему-то еще худшему. Поэтому такие присоединятся к церкви и империи, к богатству и аристократии, чтобы общими усилиями предупредить и подавить этот необузданный конфликт, “брань в оный великий день Бога Вседержителя”.

          В конечном счете, вероятно единственным исключением из этого (среди любящих мир и истинную религию) будут те, кому Царь царей пожелает открыть (посредством Своего Слова) Свои планы (Евангелие от Иоанна
16:13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Иоан. 16:13
), и кто полностью доверяет Его мудрости и любви, а также Его силе заставить все действовать согласно Его обетованиям. Только такие (среди консервативных, любящих порядок людей), увидев роль, которую должна сыграть надвигающаяся общественная революция в Божьем плане для устранения бесплодных, отживших свое систем, и в подготовке человечества (с помощью огромного выравнивающего процесса) к Тысячелетнему царствованию справедливости, будут в состоянии оценить ситуацию и поступать соответственно. Но они будут неверно поняты: скорее всего их старания показать истинное положение вещей и единственное настоящее средство столкнутся с теми, которым не виден великий исход, и которые, не желая поступаться своими собственными желаниями, идеями и планами, неспособны видеть Божьи планы. Когда меры по подавлению, ограничению и принуждению покажутся необходимыми, эти меры, вероятно, охватят не только рабочие организации и публикации, защищающие их правды и неправды, но и всех остальных, представляющих Божий план и настоящую причину великого бедствия народов, а также единственное средство от него. Да, возможно не так уж далеко от нас то время, когда будут приняты меры для подавления любой попытки святых распространять благую весть о наступающем Царстве – и все это под предлогом, что общие интересы и общественное благополучие требуют этого.

          Таким образом, исполнится предсказание 2-го Псалма, и, возможно, даже с большей горечью в конце, чем себе можно сейчас представить, хотя этот Псалом уже частично осуществился в Главе Тела (Деяния святых Апостолов
4:25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
4:26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
4:28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
4:29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
Деян. 4:25-29
).

          Та же самая необходимость ограничения свободы в политических и социальных вопросах, вероятно, одинаково скажется на свободе слова в религиозных вопросах, в которой фактически и заключается основа всякой свободы. Не было бы неожиданностью, если бы в один день “сильное правительство”, монархия, заступило нынешнюю Великую Республику. И вполне возможно, что будет признано целесообразным провозгласить единую норму религиозного верования, научать за пределами которой воспринималось бы и наказывалось как преступление политического характера. Такое преследование (в конце, или жатве Евангельского века) не только станет еще одной параллелью жатвы Иудейского века (Деяния святых Апостолов
4:10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
4:11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
4:12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
4:13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
4:23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
4:24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
4:25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
4:26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
4:28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
4:29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
4:30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
5:29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
5:30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
5:31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
5:32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
5:33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
5:34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
5:35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что́ вам с ними делать.
5:36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
5:37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
5:38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,
5:39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
5:40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
5:41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
11:19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
Деян. 4:10-13, 23-30; 5:29-41; 11:19
), но и придаст более широкое и глубокое значение словам апостолов Павла и Иоанна (Второе послание апостола Павла к Тимофею
4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
2 Тим. 4:3
; Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
13:17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Отк. 13:17
) и образным иллюстрациям завершения земного пути истинной Церкви, которые представлены во взятии Илии в вихре, а также в заключении и обезглавлении Иоанна Крестителя.

          Что бы ни показало дальнейшее развитие событий относительно правильности или ошибочности нашего истолкования пророческого свидетельства, для нас будет полезно почерпнуть из этого два урока. Первый: мы должны быть так подготовлены, так вооружены и так досконально оснащены непобедимой истиной, чтобы преследования вызвали у нас лишь большее рвение, а не заставили опустить из неожиданности или страха наше знамя, не заставили подчиниться, когда поднимутся земные цари и вместе с религиозными руководителями народа выступят против нас и против истины, о которой мы несем свидетельство как слуги и послы Бога, даровавшего нам эту привилегию (Первое послание Иоанна
3:1 Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
1 Иоан 3:1
). Второй: подобные размышления о будущем, если принимать во внимание нынешние привилегии, должны заставить всякое посвященное Божье дитя старательно использовать нынешние огромные возможности и привилегии жатвы, помня, что “жнущий получает награду”, как и тот, кто сеял и поливал, и что сейчас превосходное время собирать плоды для вечной жизни. Небольшое затишье благоприятного нынешнего времени (с его намного большими свободами и преимуществами во всех отношениях) божественно предусмотрено, чтобы положить печати на челах (в уме, истиной) истинных слуг Бога (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
7:3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
Отк. 7:3
).

Пусть “еще немного” между этим

В золотом своем предстанет свете.

          Учитель говорит: “Делайте дела… доколе есть день”, потому что “приходит ночь, когда никто не может делать”. “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”.

          Таким образом, сегодня, в это надлежащее время, мы видим, что пророк Илия пришел (как и было предсказано) перед великим и важным Господним днем. И мы слышим его заключительное свидетельство, похожее на свидетельство Иоанна: “Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете”, — в Чьей руке лопата, и Он полностью очистит гумно Свое: соберет пшеницу в житницу и сожжет плевелы [как плевелы, а не как людей] огнем неугасимым в великом времени скорби – это проклятие должно прийти, чтобы приготовить путь Великому Царю царей. Он должен расти, а Илия должен умаляться, пока не будет полностью ограничен. Сейчас мы не только слышим это свидетельство из уст некоторых членов класса Илии, но вскоре каждый из этого класса будет провозглашать такое послание и будет занят в деле Илии. Только такие, если окажутся верными в этом отношении, будут принадлежать к прославленному Илии и получат право принимать участие в деле реституции всего, которое на протяжении Тысячелетия будет иметь громадный успех. Весь смысл находится в значении имени Илия . Оно означает Бог [могущественный] Иеговы . Поэтому оно целиком подходит для Господнего Помазанника, огромной задачей Которого будет возрождение всего, о чем говорил Бог устами всех святых Своих пророков от начала мира.

          Заканчивая эту тему, мы вкратце напомним, что пророк Илия в конце своего пути позвал Елисея, который (после жертвоприношения) оставил все и последовал за Илией. Потом, когда Илия был забран в вихре, он стал его приемником как пророк, получив его мантию власти и значительную меру его духа и силы (Вторая книга Царств (Вторая книга Самуила)
2:9 и воцарил его над Галаадом, и Ашуром, и Изреелем, и Ефремом, и Вениамином, и над всем Израилем.
2:10 Сорок лет было Иевосфею, сыну Саулову, когда он воцарился над Израилем, и царствовал два года. Только дом Иудин остался с Давидом.
2:11 Всего времени, в которое Давид царствовал в Хевроне над домом Иудиным, было семь лет и шесть месяцев.
2:12 И вышел Авенир, сын Ниров, и слуги Иевосфея, сына Саулова, из Маханаима в Гаваон.
2:13 Вышел и Иоав, сын Саруи, со слугами Давида, и встретились у Гаваонского пруда, и засели те на одной стороне пруда, а эти на другой стороне пруда.
2:14 И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют пред нами. И сказал Иоав: пусть встанут.
2:15 И встали и пошли числом двенадцать Вениамитян со стороны Иевосфея, сына Саулова, и двенадцать из слуг Давидовых.
2:16 Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок и пали вместе. И было названо это место Хелкаф-Хаццурим, что в Гаваоне.
2 Цар. 2:9-16
). Поскольку Илия представляет Тело Христа в плоти (победоносную Церковь, класс, определенное число), то целиком логично можно прийти к заключению, что и Елисей представляет класс, который будет глубоко привязан к классу Илии и последует вместе с ним за Господним руководством, но которому, однако, не надлежит быть прославленным. Он будет отделен от класса Ильи “вихрем” скорби, но все же будет сохранять интерес и получит благословение. После ухода Илии, Елисей стал смелым и сильным до такой степени, что теологи тех дней (“сыны пророков”) говорили: “Опочил дух Илии на Елисее”.

          Имя Елисей означает могущественный освободитель , и занятием Елисея было дело восстановления. Это, без сомнения, представляет дело класса, который в будущем будет активным представителем среди людей в осуществлении дела реституции в силе прославленной в то время Церкви. Кроме всех остальных чудесных дел Елисей исцелил воду, чтобы впредь не было смерти и бесплодной земли; он умножил масло бедной вдовы, чтобы заплатить ее долги; он вернул к жизни сына сонамитянки; и когда в земле был голод, а похлебка теологов (“сынов пророков”) оказалась отравленной, так что никто не мог ее есть, Елисей исцелил ее, и она стала пригодной для еды. Он сделал так, что хлеба, хватавшего только для нескольких, стало достаточно для многих. Он исцелил от проказы Неемана. Он, также, был Божьим посредником в помазании Ииуя, от рук которого, согласно Божьему слову через Илию, была полностью истреблена царская семья Ахава, включая Изавель и всех ее священников (Четвёртая книга Царств (Вторая книга Царей)
2:19 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.
2:20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.
2:21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия.
2:22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
4:1 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
4:2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
4:3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4:4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
4:5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
4:6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
4:7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.
4:18 И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам.
4:19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его.
4:20 И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер.
4:21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла,
4:22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.
4:23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.
4:24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе.
4:25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка.
4:26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: "здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?" - Она сказала: здоровы.
4:27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.
4:28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"?
4:29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка.
4:30 И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею.
4:31 Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.
4:32 И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
4:33 И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
4:34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка.
4:35 И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.
4:36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.
4:37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.
4:38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.
4:39 И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их.
4:40 И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.
4:41 И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал [Гиезию]: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
4:42 Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток - двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
4:43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: "насытятся, и останется".
4:44 Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню.
5:1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.
5:2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.
5:3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
5:4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.
5:5 И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;
5:6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.
5:7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
5:8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
5:9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.
5:10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
5:11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;
5:12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.
5:13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист".
5:14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
9:1 Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский.
9:2 Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату;
9:3 и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". Потом отвори дверь, и беги, и не жди.
9:4 И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский,
9:5 и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник.
9:6 И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: "помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем,
9:7 и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели;
9:8 и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле,
9:9 и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина;
9:10 Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее". И отворил дверь, и убежал.
9:11 И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит.
9:12 И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем".
9:13 И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!
9:14 И восстал Ииуй, сын Иосафата, сына Намессиева, против Иорама; Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского.
9:15 Впрочем сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским. И сказал Ииуй: если вы согласны [со мною], то пусть никто не уходит из города, чтобы идти подать весть в Изрееле.
9:16 И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам [царь Израильский, для лечения ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским, сильным и могущественным], и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама.
9:17 На башне в Изрееле стоял сторож, и увидел он полчище Ииуево, когда оно шло, и сказал: полчище вижу я. И сказал Иорам: возьми всадника, и пошли навстречу им, и пусть скажет: с миром ли?
9:18 И выехал всадник на коне навстречу ему, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною. И донес сторож, и сказал: доехал до них, но не возвращается.
9:19 И послали другого всадника, и он приехал к ним, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною.
9:20 И донес сторож, сказав: доехал до них, и не возвращается, а походка, как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идет стремительно.
9:21 И сказал Иорам: запрягай. И запрягли колесницу его. И выступил Иорам, царь Израильский, и Охозия, царь Иудейский, каждый на колеснице своей. И выступили навстречу Ииую, и встретились с ним на поле Навуфея Изреелитянина.
9:22 И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?
9:23 И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия!
9:24 А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей.
9:25 И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество:
9:26 истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по слову Господню.
9:27 Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. Это было на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там.
9:28 И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом.
9:29 В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее.
9:30 И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно.
9:31 Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего?
9:32 И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха.
9:33 И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.
9:34 И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она.
9:35 И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук.
9:36 И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели,
9:37 и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель.
10:28 И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской.
4 Цар. 2:19-22; 4:1-7, 18-44; 5:1-14; 9:1-37; 10:28
).

          Во всех этих деяниях Елисея не трудно заметить тесное сходство с самим делом реституции, которого вскоре можно ожидать. Тогда воды истины уже не будут солеными ото лжи, но в самом источнике будут очищены более ясным пониманием Божьего Слова. Тогда бедные смогут получить елей радости вместо духа горечи. Тогда мертвые будут восстановлены. Тогда среди голода еда (истина) станет пригодной и изобильной. И тогда власти и системы, представленные в Ахаве и Изавели, вместе со всеми, объединившимися с ними против Господа, будут полностью и окончательно свергнуты.