1

ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСОВОГО ПРОРОЧЕСТВА ПРИ ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА

Книга пророка Даниила
9:23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
9:25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
9:26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
9:27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Дан. 9:23-27

Семьдесят седьмин пророчества Даниила – Предсказанные события, которым следовало произойти в пределах этого времени – Указанное время пришествия Мессии и принцип, полученный на основании способа, каким оно указано – Ключ к другим часовым пророчествам – Указанное время распятия Мессии – Особая милость, справедливо отнятая у Израиля как народа, но продолженная для отдельных личностей – Помазание Святого Святых – Горе, излитое на опустошителя.

       “Итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины [7 + 60 + 2 = 69 недели]; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена”.

       “И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, но не за Себя” (KJV); (а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет (армией Тита – римского вождя); и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения). И [посредством Мессии] утвердит завет для многих одна седьмина [семидесятая или последняя неделя завета милости], а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и [поэтому] на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная [или полная] предопределенная [в Божьем плане] гибель постигнет опустошителя” [народ, показанный в Иерусалиме] (Книга пророка Даниила
9:23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
9:25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
9:26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
9:27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Дан. 9:23-27
).

       Хотя это пророчество указывает начало “жатвы” Иудейского века и присутствия нашего Господа в ней в качестве главного жнеца, существует также несколько пророчеств, которые намного яснее обозначают начало “жатвы” Евангельского века, в которой наш Господь (в Своем втором пришествии) также должен быть главным жнецом. Исполнение этого пророчества иллюстрирует пророческое исполнение в целом, а также устанавливает некий пункт, находящий подтверждение в другом пророчестве – как будет показано в дальнейшем.

       В то время, как многие пророчества помогают установить и согласовать дату второго пришествия Христа, лишь это одно обозначило дату первого пришествия. Если его исполнение очевидным образом установлено, то это поможет нам в исчислении и оценке тех пророчеств, которые относятся ко второму пришествию. Вот причина, почему мы предоставляем здесь место этому исполнившемуся пророчеству. Дополнительная причина в том, что некоторые установленные в нем даты необходимо будет учитывать в случае пророчеств, касающихся второго пришествия, которые рассмотрены дальше.

       Даниилу было дано много видений (как записано в 2, 4, 7 и 8 главах этого пророчества), каждое из которых показывало великое процветание и возвышение языческих или чужеземных царств. Но его особенный интерес был к Израилю, а ему не было дано знать о будущем Израиля. Однако он знал из пророчества Иеремии (Книга пророка Иеремии
29:10 Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие.
Иер. 29:10
; Вторая книга Паралипоменон (Вторая книга Хроник, Вторая Летопись)
36:20 И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского,
36:21 доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет.
36:22 А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать:
36:23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.
2 Пар. 36:20-23
), что опустошение Иудеи будет продолжаться семьдесят лет. А зная, что этот период почти исполнился (Книга пророка Даниила
9:2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
Дан. 9:2
), он усердно молился о возвращении Божьей милости к Израилю (стихи 17-19), и вышеупомянутое было для него Божьим ответом через ангела.

       Выделенный (“отсеченный” или “определенный”) период истории Израиля, представленный здесь, составляет “семьдесят седьмин” от указанной отправной точки, т.е. выхода указа “о построении и восстановлении вновь Иерусалима” (заметьте – не Храма). На протяжении этого периода следовало совершить великие дела: отстроить город при неблагоприятных обстоятельствах (Книга Неемии
4:1 Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями;
4:2 и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?
4:3 А Товия Аммонитянин, бывший подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену.
4:4 Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения;
4:5 и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицем Твоим, потому что они огорчили строящих!
4:6 Мы однако же строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать.
4:7 Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно.
4:8 И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его.
4:9 И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них.
4:10 Но Иудеи сказали: ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену.
4:11 А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в средину их и перебьем их, и остановим дело.
4:12 Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас:
4:13 тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ поплеменно с мечами их, с копьями их и луками их.
4:14 И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.
4:15 Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу.
4:16 С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина.
4:17 Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье.
4:18 Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач.
4:19 И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга;
4:20 поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас.
4:21 Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд.
4:22 Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими,- и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе.
4:23 И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода.
Неем. 4
), в трудные времена; положить конец греху посредством примирения за беззаконие; привести праведность (оправдание) – но не по примеру той, которая достигалась год за годом кровью тельцов и козлов, а истинную и “вечную праведность”, предоставленную жертвой Христа. Даниилу также было сказано, что тот, который даст лучшую жертву, положит конец образным жертвам и приношениям Закона.

       В этом периоде времени должен был прийти Мессия, долгожданный Спаситель Израиля, и семь недель плюс шестьдесят две недели (шестьдесят девять недель) даны как мера времени до присутствия Мессии. После этого Ему предстояло умереть, но не за Себя. Поэтому после прихода Мессии оставалась одна неделя, последняя, семидесятая, из этой обещанной милости. Посреди этой недели, в ее середине, Ему полагалось, по предсказанию, прекратить образные жертвы посредством того, что “Он душу Свою поставил на жертву за грехи” (Книга пророка Исайи
53:10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
53:11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
53:12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
Ис. 53:10-12
).

       Эти семьдесят недель, или четыреста девяносто дней, представляли четыреста девяносто лет – каждый символический день представлял год. Исполнившееся таким образом (как единственное часовое пророчество, непосредственно касающееся первого пришествия), оно дает ключ к некоторым другим пророчествам, которые, как в дальнейшем будет показано, были скрыты в символических числах – день за год , – пока не пришло свое время для их объяснения. Это пророчество было высказано таким образом, что Даниил и другие иудеи могли, при желании, счесть его невероятным, и со временем позабыть о нем. Но его могли беречь в памяти те, которые “ ждали утешения для Израиля”, и которые (как в случае с Иезекиилом – глава 4:6) могли догадываться, что это время символическое. Понятно, эти верные мужи знали, что надо ждать Мессию, и даже написано, что все находились в ожидании Его (Евангелие от Луки
3:15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
Лук. 3:15
), хотя и не все были в состоянии принять Его таким, как Он пришел.

       Следует отметить, что шестьдесят девять символических недель, или четыреста восемьдесят три года, ведут к Мессии Владыке , а не к рождению Иисуса в Вифлиеме. Еврейское словоМессия, соответствуя греческому слову Христос , означает Помазанный , и является скорее титулом, чем именем. Иисус стал Помазанником, Мессией, Христом лишь после Своего крещения (Сравните Деяния святых Апостолов
10:37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
10:38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
Деян. 10:37, 38
и Мат. 3:16). Он был помазан святым Духом тотчас после выхода из воды. Это случилось тогда, когда Он достиг зрелого возраста – составлявшего тридцать лет согласно Закону, под которым Он родился и которому Он и всякий другой иудей подчинялся, пока не прекратил его господство, выполнив все его условия – “пригвоздив ко кресту”. Поэтому шестьдесят девять недель этого пророчества ведут ко времени Его крещения и помазания, и с этого времени (но не раньше) Он был Мессией, Христом, Помазанником. Таким образом шестьдесят девять недель, или четыреста восемьдесят три года, исполнились осенью 29 г . н.э. Именно тогда исполнилась часть пророчества, гласившая: “С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (Книга пророка Даниила
9:25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
Дан. 9:25
), до Мессии [Помазанника] Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины [шестьдесят девять недель]”. Мы видим, что семидесятая неделя (начавшись там) исполнилась, как и остальные, – год за день.

       Большинство писавших на данную тему начинали отсчет этого периода от седьмого года Артаксекса, когда Ездре было дано поручение (Ездры 7:7-14), предположительно для того, чтобы привести в исполнение указ Кира (Книга Ездры (Первая книга Ездры)
1:3 Кто есть из вас, из всего народа Его,- да будет Бог его с ним,- и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.
5:13 Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий;
6:1 Тогда царь Дарий дал повеление, и разыскивали в Вавилоне в книгохранилище, куда полагали сокровища.
6:2 И найден в Екбатане во дворце, который в области Мидии, один свиток, и в нем написано так: "Для памяти:
6:3 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей;
6:4 рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома.
6:5 Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием.
6:6 Итак, Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай, с товарищами вашими Афарсахеями, которые за рекою,- удалитесь оттуда.
6:7 Не останавливайте работы при сем доме Божием; пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его.
6:8 И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского - из заречной подати - немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась;
6:9 и сколько нужно - тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки,
6:10 чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его.
6:11 Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины.
6:12 И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо".
Ездр. 1:3; 5:13; 6:1-12
). Но следует заметить, что Кир приказал построить дом Господень – Храм и стену двора. Но был и другой указ, данный Неемии в двадцатом году Артаксекса, – восстановить стены Иерусалима , которые в то время еще не были исправлены (Книга Неемии
2:3 и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!
2:4 И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному
2:5 и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его.
2:6 И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время.
2:7 И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи,
2:8 и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.
6:15 Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня.
7:1 Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты,
Неем. 2:3-8; 6:15; 7:1
). Так вот, данное пророчество Даниила должно датироваться от этого указа о “восстановлении и сооружении стен Иерусалима”. С этим согласуется все повествование, однако есть одно кажущееся несогласие в пророчестве Исаии, где сказано о Кире, что он не только “отпустит пленный Мой народ”, но также и “построит Мой город ” (Книга пророка Исайи
45:13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
Ис. 45:13
). На это кажущееся противоречие мы отвечаем так: слово, переведенное здесь как “город” , это слово “ир” , обозначающее место, обнесенное стенами. Мы считаем, что это относится к стенам двора Храма, и с этим соглашаются вышеприведенные факты. Это же слово “ир” переведено на “двор” в Четвёртая книга Царств (Вторая книга Царей)
20:4 Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:
4 Цар. 20:4
(в анг. Библии – прим. ред.).

       Принято считать, что поручение было дано Неемии в 445 г . до. н.э. Но д – р Хейл в своем труде о хронологии (стр. 449 и 531) и д – р Пристл в трактате “Согласованность евангелистов” (стр. 24-38) показывают, что эта общепризнанная дата на девять лет короче истинной, т.е. 454 г . до н.э., как действительной даты данного Неемии поручения. И с этой датой соглашается предсказание Даниила (глава 9:25) об указе восстановить и построить Иерусалим.

       Поскольку эти шестьдесят девять недель (7 и 62), или четыреста восемьдесят три года, приводят к Мессии (Помазаннику) Владыке, то из этого периода шестидесяти девяти символических недель, или четырехсот восьмидесяти трех (483) лет, мы вычитаем четыреста пятьдесят четыре (454) года до н.э. (как истинную дату указа восстановить и построить Иерусалим), и остаток (29 лет н.э.) приходится на год, в котором должен был явиться Помазанник (Мессия). Это строго соответствует тому, что нами уже показано, а именно, что Иисус был крещен Иоанном и получил помазание Духом в 29 г . н.э., около 3 октября, когда Ему было тридцать лет (согласно истинной дате Его рождения, как это изложено в предыдущей главе).

       Служение нашего Господа продолжалось три с половиной года и закончилось распятием Его во время Пасхи, весной 33 г . н.э. Этим Он в точности исполнил пророчество относительно остающейся, или последней недели (семи лет) обещанной благодати, которое гласит: “И по истечении (7 + 62) шестидесяти девяти седьмин предан будет смерти [Перевод Дуея – “будет убит”] Христос, но не за Себя” (KJV)*, “а в половине седьмины [оставшейся – 70-й] прекратится жертва и приношение”.

       *Это выражение “но не за Себя” по-разному передано в других переводах, которые у нас имеются; но по нашему мнению в этой версии оно переведено наилучшим и наиболее понятным образом.

       Жертвы, которые приносили по Закону, в то время прекратились: не в том смысле, чтобы священники уже не приносили животных, фимиам и т.п., ведь их продолжали приносить год за годом, но в том, что они не принимались Иеговой, и ни в каком смысле не были жертвами за грех. Когда пришла истинная жертва – наш Господь Иисус “явился для уничтожения греха жертвою Своею” (Послание апостола Павла к Евреям
9:26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
Евр. 9:26
), – Иегова уже не мог признавать другие приношения как жертвы или признавать какую-либо необходимость в них.

       Там, на кресте, Мессия, жертвовавший Собой три с половиной года, завершил Свое дело (Евангелие от Иоанна
19:30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
Иоан. 19:30
) и так “совершил конец греха”, совершил полное и совершенное примирение к Богу за беззаконие людей, тем самым принося всему человечеству вечное оправдание от греха, вместо образного ежегодного оправдания, которое достигалось образами для образного народа, Израиля. Смерть Мессии была также “печатью” (гарантией исполнения) всех видений и пророчеств о грядущих благословениях и о “временах восстановления всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Деяния святых Апостолов
3:21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
Деян. 3:21
). Оба эти обетования, Завет Авраама и Новый Завет, были гарантированы (обеспечены) “Его драгоценной кровью” (Евангелие от Луки
22:20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Лук. 22:20
; Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
1 Кор. 11:25
), говорящей лучше для нас, чем кровь тельцов и козлов: о вечном оправдании и избавлении от греха – для всех принимающих Его. И в остающейся, то есть второй половине этой семидесятой, или последней недели иудейской милости (три с половиной года, начиная от Пятидесятницы), Его последователи, “Святый святых” того народа, были помазаны святым Божьим Духом, как был помазан Мессия в конце шестьдесят девятой недели.

       Так исполнилось сказанное в 24 стихе этого пророчества: “Семьдесят седьмин определены [отделены] для народа твоего и святого города твоего, ( а ) чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и ( б ) запечатаны были видения и пророк, и ( в ) помазан был Святый святых”. Пророчество не показывало, будто бы вся эта работа будет отсрочена до последней “седьмины”, когда будет присутствовать Мессия. Они, без сомнения, понимали, что это подразумевает большую моральную реформу с их стороны , которая должна приготовить их к Мессии и к помазанию в Нем их народа как “Святого святых”, чтобы благословить мир в целом. Опыт многих столетий не научил их, что они бессильны избавиться от греха и совершить примирение за беззаконие, и что потребуется совершенная жертва-выкуп, чтобы совершить это великое дело заглаживания греха и оправдания осужденных.

       С другой стороны пророчество Даниила, хотя и показывало, что Мессия будет предан смерти [умрет] в половине последней недели, не показывало, что Его народ в целом будетлишен святости и, следовательно, будет отвергнут (что и случилось) в середине той недели (Мат. 23:38). Другой пророк сказал: “И [Он] скоро решит по правде [справедливо]”. Все было закончено в половине недели служения Иисуса (спустя три с половиной года), кроме помазания Святого святых.

       Но как быть с другой половиной семидесятой недели (тремя с половиной годами), которая продолжалась после креста? Разве Иегова обещал предоставить семьдесят недель милости Израилю, а в действительности дал им только шестьдесят девять с половиной? Так выглядит только на первый взгляд, особенно если вспомним, что за пять дней до Своей смерти, “в середине седьмины”, Иисус скорбел по их городу и оставлял их, говоря: “Вот ваш дом остается пуст”. Но это не так. Иегова знал конец вначале и, обещая семьдесят недель, учитывал это. Поэтому нам следует поискать, в чем же проявлялась милость к этому народу в течении трех с половиной лет после распятия, даже несмотря на то, что они, как народ, были оставлены.

       То, что израильтяне как народ не были достойны принятия главной, или духовной милости (да и земной тоже), было показано в том, что они отвергли Мессию – как Бог это предвидел и предсказал. Поэтому бесполезно было продолжать их испытание как народа после того, как миновала половина их последней недели. И оно прекратилось тогда, когда они были оставлены “пустыми” – лишенными милости. На протяжении остальной части (трех с половиной лет) этого периода возросшая милость была ограничена к “остатку”, Святому святых, самым чистым, то есть самым достойным, которым могла принести пользу (Книга пророка Исайи
10:22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
10:23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
Ис. 10:22, 23
. Сравните Послание апостола Павла к Римлянам
9:28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
Рим. 9:28
). Возросшая милость состояла в том, что оставшиеся три с половиной года остаток получил исключительное служение и внимание в условиях возросших преимуществ эпохи духа, которая, начиная с учеников в Пятидесятницу, коснулась, вероятно, всей спелой пшеницы этого народа в период особой милости. Посмотрите в Деяния святых Апостолов
2:41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
Деян. 2:41
и 4:4 на результаты первых нескольких дней.

       Хотя Иисус вкусил смерть за всех, и Евангелие следовало проповедовать для всех, однако Иисус наставил Своих учеников начать с Иерусалима . При этом им нельзя было оставлять эту особенную деятельность, то есть нельзя было предлагать милость новой эпохи кому-то другому, пока не закончились три с половиной года обещанной милости для Израиля – пока Бог особым образом не послал ее язычникам, как и иудеям (Деяния святых Апостолов
10:1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
10:2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
10:3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
10:4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
10:5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
10:6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
10:7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
10:8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
10:9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10:10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
10:11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
10:12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
10:13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
10:14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
10:15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10:16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
10:17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
10:18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
10:19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
10:20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
10:21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
10:22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
10:23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
10:24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
10:25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
10:26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
10:27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
10:28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
10:29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
10:30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
10:31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
10:32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
10:33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
10:34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен,
10:35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
10:36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
10:37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
10:38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
10:39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
10:40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
10:41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
10:42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
10:43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
10:44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
10:45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
10:46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
10:47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
10:48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Деян. 10
).

       О точной дате обращения Корнилия летописцам остается лишь догадываться, поэтому в разных случаях ее называют по-разному: с 37 по 40 г .г. н.э. Но в свете упомянутого известного пророчества, которое мы сейчас рассматриваем, мы не сомневаемся, что это было осенью 36 г . н.э., так как в то время закончились семьдесят недель (или четыреста девяносто лет) милости для Израиля. Поскольку в то время закончилась их исключительная милость, то, вполне естественно, это следовало обозначить посланием Евангелия язычникам. Даже после этого израильтяне не были лишены Евангелия, но имели к себе то же отношение, что и язычники, хотя предубеждение, несомненно, поставило остальных в менее благоприятное положение. Поскольку “Святый святых” был избран, то Евангелие больше не ограничивалось исключительно для них, а было открыто всякому творению, имеющему ухо слушать.

       После семидесяти недель пришли бедствия и скорбь, упомянутые в заключительных фразах 26 и 27 стихов. Римский князь пришел и уничтожил город и Храм, и, как наводнение, оставил за собой ужасное опустошение и разорение. Мессия, Которого они отвергли, позволил, чтобы с тех пор этот народ постигали разные беды, и Он дальше будет позволять их до “окончательной… гибели”, пока им не будет достаточно, пока Он не скажет: “Утешайте, утешайте народ Мой… Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение” (Книга пророка Исайи
40:1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
40:2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
Ис. 40:1, 2
). А тем временем то, что было определено , должно постичь опустошенного (отверженный народ), пока их чаша не преисполнится скорбью – пока они не скажут: “Благословен Грядущий во имя Господне!” Этот день избавления Израиля, слава Богу, сейчас светает, и хотя их опустошение и бедствия еще не закончились, каждый час поторапливает время, когда их предубежденно-ослепленные умы узрят в неясных очертаниях Того, Которого они пронзили, и они будут рыдать о Нем, как рыдают об единственном сыне (Книга пророка Захарии
12:10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
Зах. 12:10
).

       Поскольку многие, читая рассматриваемый здесь текст, попали в большое замешательство и заблуждение, оказавшись не в состоянии правильно понять порядок слов, сказанных пророком, путая Князя Мессию с римским князем и т.п., мы советуем внимательно исследовать этот отрывок, как он изложен в начале этой главы, обращая внимание на круглые скобки и объяснительные ссылки, заключенные в скобки.