“Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?” (Послание Иакова
4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Иакова 4:12
).

В этом Послании св. Иаков обсуждает факт предвзятости в Церкви: некоторых без должного на то повода считали менее достойными. Об этом особо сказано во второй главе. Некоторым, более богатым и влиятельным, отводили лучшие места в собраниях и относились к ним с большим уважением и почетом. Другим, бедным и простым, отводили скромные места и относились к ним с недостаточной вежливостью, будто они хуже других. Братьев судили вопреки указаниям Господа. Апостол показывает, что грех – судить или оказывать почет с другой точки зрения, кроме характера. Он заявляет, что поскольку есть лишь один Законодатель, Иегова, то есть лишь один большой критерий. Тот, Кто дал этот критерий, этот Закон, должен быть Исполнителем Своего Закона, хотя может назначать различных представителей. Его особыми представителями должны быть Христос и Церковь – судьи, соединенные с Ним во славе. Но они будут судить на основании критерия, данного великим Законодателем. Не будет другого закона, который мог бы соперничать с ним.

Поскольку все именно так, и существует порядок, благодаря которому мы приняты в качестве Божьих детей, то кто, в таком случае, решится сказать, какую меру Божественной милости или немилости может иметь каждый из этого класса? Кто решится сказать, кто будет уничтожен во Второй Смерти, а кто спасется к жизни? Бог имеет дело лично с каждым из принятых в Его семью. Поэтому факт, что кто-то был принят, является доказательством, что Бог увидел в нем нечто угодное Своему взору. Если Тот, Кто является Законодателем, увидел в нем что-то в достаточной степени хорошее, чтобы выбрать его и помазать Своим Святым Духом, то какое право имеет другой осуждать того, кого Бог признал достойным одобрения?

                                                             ЦЕРКОВЬ НЕ УПОЛНОМОЧЕНА СУДИТЬ СЕГОДНЯ

Мы можем видеть в других некоторые свойства, которые могут казаться довольно несправедливыми, неправедными. Но мы не должны судить. Мы не можем видеть сердце. Мы можем думать, что кто-то будет победителем, а он может не быть. Или можем думать, что он не будет победителем, а он может быть им. Поэтому мы не должны “судить ничего прежде времени” (ВоП). Следует избегать судить братьев.

Это не означает, что мы не способны разглядеть поступки откровенной неверности Богу. Но вместо того, чтобы выдвигать собственные критерии, мы должны принять для себя и для всякого другого единственный критерий, данный Господом, а именно: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лук. 10:27). Вот в чем суть великого Закона Бога. Мы должны судить себя этим Законом, смотреть, насколько мы любим Бога и наших ближних так, как самих себя. Такой суд следует проводить в первую очередь.

Апостол Павел (в особенности) показал, что если кто-то в Церкви живет, нарушая Закон Бога, то этот вопрос должен быть поднят Церковью. Это не касается какого-то другого случая, кроме явного отклонения от Господнего Закона. Этого не применяют, если, предположим, кто-то случайно сказал: “Зеленое”, а мы считаем, что он должен сказать: “Зеленоватое”, или если кто-то как-то противоречит убеждениям другого. Это должен быть случай явного нарушения принципов праведности, изложенных в Божьем Слове. Если мы знаем, что кто-то действительно сделал то и то нам во вред, мы должны пойти к нему сами. Если он отказывается слушать, мы можем взять двух или трех других из Церкви. Если он по-прежнему отказывается признаться в своем плохом поступке, вопрос может быть представлен вниманию Церкви как положено. Тем временем с этим братом нельзя порывать отношений. Только если он продолжает делать то, что противоречит Божественному порядку или отказывается возместить содеянное, он должен быть лишен общения.

Наше дело – судить не других, а себя, чтобы, по возможности, отвечать наивысшему критерию. Пусть другие видят наши добрые дела, чтобы прославлять нашего Отца на небесах. Господь будет судить Свой народ. Поэтому мы полагаем, что если кто-то в Господней семье нарушает свой завет, Господь обратит внимание на этот случай. Мы не должны судить мотивы, но можем наблюдать за чьим-то внешним плохим поведением. И даже здесь мы можем ошибаться. Но мы не можем судить сердце. Только Бог в состоянии сделать это. Бог дал Закон, и именно Он решает, действительно ли кто-то стремится исполнять этот Закон.

                                                             КРИТЕРИЙ СУДА ДЛЯ НОВОГО ТВОРЕНИЯ

Апостол Павел обращается к Церкви: “Ибо вы не под Законом, но под благодатью” (Рим. 6:14). Здесь же, в нашем стихе, св. Иаков, кажется, говорит, что мы находимся под Законом и под Законодателем. Как нам согласовать эти два стиха Священного Писания? Мы отвечаем, что когда св. Павел сказал: “Вы потому не под Законом”, – то имел в виду Завет Закона. Этот Завет Закона, который Бог заключил с Израилем древности, отличался от самого Закона Бога. Завет был договоренностью между Господом и Израилем о том, что должны делать они, а что должен делать Бог. Они находились под этим Заветом Закона. Язычники никогда не были под этим Законом. Они были без Бога.

Апостол Павел дает понять (Рим. 8:4), что “оправдание Закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу”. Хотя буквальный Израиль не был в состоянии исполнить Закона Бога под своим Заветом, мы, Евангельская Церковь, способны выполнять его под нашим Заветом. Согласно Божьему замыслу для Евангельского века во внимание принимается только Новое Творение; тело признано мертвым. Новое Творение после принятия в Божью семью продолжает владеть своим несовершенным плотским телом и обязано действовать через него. Оно должно поступать как можно лучше, чтобы контролировать это тело и использовать его во славу Бога. В своем сердце, своем уме, своем старании Новое Творение способно выполнять Божий Закон в совершенстве.
Решать будут не лишенные совершенства дела смертного тела, а намерения сердца и усилия Нового Творения. Как говорит апостол Павел, тело следует привести к повиновению и держать его таким. Что касается Церкви, то на основании суда Божественного Закона, Божественного Законодателя, Новому Творению уготовано жить или умереть. 

В соответствии с мыслью нашего стиха апостол Павел говорит, что ни мир, ни братья не способны судить его; что лишь Господь, способный читать сердце и знать все обстоятельства, испытания и слабости, с которыми приходится сражаться, может должным образом судить. Он даже заявляет: “Я и сам не сужу о себе” (1 Кор. 4:3). Мы не должны ни осуждать других, которые говорят, что поступают добросовестно, как дети Господа, ни осуждать себя, если знаем, что мы действительно стараемся так поступать. Мы должны попросту идти вперед, изо дня в день, делая все от нас зависящее, чтобы с помощью Господней благодати развивать плоды Святого Духа и служить нашему Учителю, оставляя Ему все последствия.