“Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тимофею 4:12).


Вспомним, что автором этих слов был св. Павел, и они являются частью его первого Послания к Тимофею, многообещающему молодому старейшине в Церкви, который трудился много с апостолом в его деле служения. Однажды апостол отозвался о нем, как о “Тимофее, истинном сыне”. Это было, наверное, по той причине, что Истина пришла к Тимофею при посредничестве св. Павла. Возможно, что по причине молодости он еще не осознавал свою ответственность. Возможно, ему показалось, что есть много других в Церкви старше него возрастом и потому они являются намного лучшим образцом для братьев и лучшими представителями Господа перед людьми.

Апостол поощрял Тимофея быть таким примером, которым должен быть настоящий верующий. Он настаивал, чтобы тот избегал “юношеских похотей” и “возгревал дар Божий”, который в нем. Тимофей должен был сделать особенное употребление из своих талантов и возможностей. Если бы он так делал, то был бы достойным примером – не только для верующих, но и для неверующих, чтобы его жизнь и поведение в целом видела не только Церковь, но и другие, из мира, и могли больше интересоваться Господним Делом.
Этим примером не является особая форма одежды или особый покрой воротничка, или демонстрация перед миром чудачеств жизни и поведения, нет. Примером должен быть характер, подобный Христу. Тимофей должен был прославлять Господа своими устами – тем, что он скажет и как, то есть мудрыми словами: “Ибо от избытка сердца говорят уста”. Кто небрежен своим языком, тот показывает небрежность сердца. Если бы Тимофей был небрежен в словах, другие могли бы сказать: “Смотрите, он думает, что все знает, и потому навязывает себя”. Это не подобало бы молодому человеку. Таким образом им пренебрегали бы как примером для верующих, и он был бы скорее преткновением, чем помощью.

Однако, ему следовало быть примером не только в слове, но во всем своем поведении. Слово “поступать” во времена, когда делали перевод нашего общего варианта, имело значение “поведения, образа жизни”. Этот совет является мудрым советом для нас как детей Господа! Апостол учил Тимофея, как он должен вести себя в Церкви и в мире: если ты ешь, пьешь, покупаешь или продаешь, или делаешь что-то еще, будь достойным представителем учения Христа и влияния Его Духа в сердце.

Тимофей должен был быть примером в своей благотворительности, в своей любви. Это, по-видимому, передает привычное содержание слова, употребляемое сегодня, то есть щедрое подаяние. Мы не знаем, действительно ли имел Тимофей так много земных благ, чтобы их раздавать, но он мог проявлять благотворительность в значении любви, которое является всеобъемлющим, библейским определением этого слова. Любовь не желает несправедливости своему ближнему, а проявляет интерес к каждому и даже к немым животным, желая делать добро, делать приятное.

Любовь служит интересам других в духе; она вытекает из сердца, из внутреннего состояния – существует не только на словах и во внешнем поведении. Благодарность и доброжелательность не могут быть мнимыми – из чувства долга или иметь вид вежливости и внимательности. Это должно быть искренне. Дух, в котором что-то сказано или сделано, имеет много общего с его влиянием на других. Кто-то, ранив другого, мог бы сказать: “В том, что я сказал, не было ни слова, которое ты мог бы отрицать”. Конечно. Но вот дух, в котором это было сказано или сделано, был враждебным. Следовательно, все это важно для Господнего народа. Мы должны помнить дух Учителя – дух внимания, самопожертвования, праведности, любви.

Также в вере Тимофей должен был быть примером для всех, с кем имел дело. Конечно, апостол имел в виду проявление его веры. Чтобы проявлять веру, надо ее иметь. Мы знали христиан, которые, имея сомнение относительно какой-то черты Истины или слабость веры, сразу начинали делиться своими сомнениями в присутствии слабых верой или тех, кто был из мира. Это – большая ошибка, и она наносит много вреда. Мы ведь не знаем, присутствует ли слабое лицо, которому могут нанести большой вред слова сомнения или неверия. Кого преследуют такие сомнения, тот должен немедленно идти к Господу за помощью, чтобы его вера сделалась крепкой. Он не должен обсуждать свои сомнения и опасения с другими, а должен идти к Тому, Кто единственный может помочь. Господний народ не должен гордиться своей верой. Мы должны показывать нашу веру другим, показывать наше доверие к Господу через наше спокойствие в испытаниях и трудностях. Мы не только должны говорить, что имеем веру, но должны показывать ее в своей жизни.

Тимофей получил совет быть примером в чистоте: “Очистите себя, носящие сосуды Господни” (Книга пророка Исайи
52:11 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!
Ис. 52:11
). Как образным священникам и левитам было сказано омываться и держать себя чистыми, так и сегодня народ Господа, духовные Священники, духовные Левиты, должен быть чистым, непорочным в слове, поступке и мысли. Кто не является чистым в своих мыслях, тот склонен быть нечистым, порочным в своих поступках, своих словах. Нечистоплотность вытекает из сердца. Человек с грязным умом может отравить ум многих.
Однако на нечистоплотность можно смотреть в широком и узком значении – в зависимости от обстоятельств. В широком значении это – порочность, нечестность, неискренность вообще. Во всяком случае, св. Павел хотел, чтобы Тимофей был достойным примером – чтобы все, кто будет обращать на него внимание, видели, как им следует себя вести. Апостол высказал относительно Тимофея то же пожелание, которое он высказал относительно всей Церкви, то есть, чтобы он ходил так, как ходил апостол, чтобы он жертвовал себя так, как видел, что это делал св. Павел. Это не было фарисейство: “Я более свят чем ты”. Апостол показал эти принципы праведности в жизни, которую он прожил, и хотел, чтобы Тимофей делал то же самое.

Черты характера, перечисленные апостолом, должны проявляться всеми – не только старейшинами и учителями Екклесии, но и теми, которые говорят, что они являются учениками Христа. Что касается нашего положения перед Богом, мы все – братья друг для друга, и каждый из этих братьев должен стремиться копировать Старшего Брата, нашего Господа Иисуса. Каждый должен стремиться быть образцом для всего Божьего стада.