“Итак, возлюбленные мои.. со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению” (Филиппийцам 2:12, 13). 

В главе, из которой взят наш стих, апостол Павел воздает должное Церкви в Филиппах. Он мягко и с любовью рассказывает о том, как они всегда повиновались его указаниям и советам не только в его присутствие с ними, но и в его отсутствие. Он убеждает их поновлять верность и усердие на этом добром пути. Он хочет, чтобы они делали дальнейшее продвижение в уподоблении своему Учителю, через повиновение и послушность производя в себе необходимое развитие характера, со страхом и трепетом выполняя свою часть в достижении спасения, к которому они были призваны во Христе.

Это предостережение св. Павла обращено к освященным во Христе Иисусе и сегодня. Он напоминает нам, как напоминал Церкви в Филиппах, что мы должны совершать наше спасение. В другом месте Священное Писание информирует, что наше спасение наступает по благодати – что “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом” (Послание апостола Павла к Титу
3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Тит. 3:5
). Эти стихи не противоречат себе. Наше спасение – “не от дел, чтобы никто не хвалился”. Отец назначил Господа Иисуса нашим Спасителем; и наше спасение должно осуществиться через Него.

Мы не можем сами добиться собственного оправдания, но, будучи оправданными кровью Христа и призванными небесным Призывом, можем исполнять нашу часть в этом большом труде приготовления себя к нашему будущему положению и славе. Мы делаем это, когда обращаем внимание на указания нашего Господа, когда следуем данному Им примеру. Мы никогда не можем достичь совершенства в теле, но с самого начала наше намерение, наше сердце должно в полной мере быть преданным, и это намерение сердца изо дня в день должно становиться более кристаллизованным, укрепляясь на пути праведности. Мы должны продолжать труд подчинения нашего тела и вступления на службу Господу.

                                                             КАК МЫ СТАНОВИМСЯ СЫНОВЬЯМИ БОГА

Нас подбадривает знание, что эту борьбу мы не должны вести в одиночку. Все небесные силы находятся на нашей стороне. Наш Бог до сих пор производил в нас хотение и действие по Своему благоволению, и Он будет продолжать вести нас, помогать нам и действовать в нас через Свое Слово Истины, если мы по-прежнему будем слушаться Его советов. Евангелие – “сила Божия ко спасению всякому”, кто его принимает, и невозможно найти больший стимул, чем великие и драгоценные обетования, данные нам, чтобы благодаря им мы могли соделаться “причастниками Божеского естества”.

Наше спасение – это спасение от смерти к жизни, от греха к праведности. Более того, это – изменение от человеческой природы к божественной, наше “такое большое спасение”. Первым шагом к нашему спасению был труд, завершенный нашим Господом Иисусом на Голгофе. Он “умер за грехи наши”. Эта смерть за наши грехи нужна была, в первую очередь, потому, что на земле не было никого, кто мог бы возместить наказание за грех Адама. Закон Бога требовал “око за око и зуб за зуб“, человеческую жизнь за человеческую жизнь. Не было ни одного совершенного человека, поэтому Бог устроил так, что Его Единородный Сын должен был возместить это наказание человека смертью. Отец мог устроить по-другому, но не сделал этого, и мы знаем, что такой способ был наилучший.

Однако смерть Христа не была всем необходимым. Он “воскрес для оправдания нашего”. Его смерть была для упразднения наших грехов. Но она не могла осуществить наше оправдание, пока Он оставался в оковах смерти – пока Он не воскрес и, более того, пока Он не взошел на высоту и не представил Свою заслугу за нас – за Церковь. Кроме того, наше оправдание (в каждом отдельном случае) не завершено, пока не сделан обязательный шаг веры и полного посвящения, в результате которого приписывается заслуга нашего Искупителя.

Эта заслуга Христа еще не представлена за мир, потому что его время еще не наступило. Пока она представлена лишь за Церковь – тех, кто призван к сонаследованию с Христом и кто принимает призыв. Когда Иисус явился в присутствии Бога за нас, исполнился замысел, через который мы можем получить оправдание. Есть некоторые неизменные условия, на которых Бог готов приписать эту заслугу Христовой смерти. Эта милость предложена лишь тем, кто хочет отвернуться от греха, быть оправданным от греха и служить Богу. Лишь такие могут стать сегодня сыновьями Бога.

Сколько времени не заняли бы эти шаги – годы, дни или несколько минут, – они должны быть сделаны, прежде чем мы окажемся в том месте, где можем быть приняты Христом и представлены Им Отцу. Когда наш Искупитель приписывает нам Свою заслугу, покрывая наши изъяны, это приводит нас к пункту жизненно важного оправдания. Мы не сделали ничего для осуществления этого оправдания. Мы просто представили себя, чтобы стать слугами праведности. Мы просто заняли позицию готовности принять благословение. Когда заслуга нашего Спасителя была приписана нам таким образом, все наше прошлое было предано забвению, а наши изъяны – покрыты. Отец принял приношение, и наш Первосвященник пожертвовал нас как оправданные человеческие существа. В это мгновение мы были зачаты Отцом через Святого Духа “к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас” (1 Пет. 1:4). Мы становимся Новым Творением в зародыше, и с тех пор оно изо дня в день будет расти и развиваться, пока (в свое время, если мы будем верны до самой смерти) мы не родимся как духовные существа на божественном уровне.

                                                                   УДИВИТЕЛЬНАЯ БЛАГОДАТЬ БОГА!

Это удивительный труд, замечательное превращение! Выбранные из рода рабов греха, плотской природы, развращенные, смертельно больные, находящиеся под проклятием греха, мы вырваны из липкой грязи, омыты, очищены от нашего загрязнения, наших испачканных лохмотьев неправедности, и в нас положено начало новой природе. Дальше наши земные наклонности постепенно обращаются к небу. Мы изменяемся, поднимаясь изо дня в день ввысь, ВВЕРХ, пока не завершится наше воскресение, пока полностью не закончился труд превращения. Мы возвеличены к непостижимым высотам, минуя природу и ранг ангелов, херувимов, серафимов и всякого имени, именуемого, и посажены на престоле Мессии, рядом с Вечным Божьим Сыном как участники Его славной природы – природы Самого Иеговы – божественной природы!

Может ли смертный человек представить себе такую удивительную славу? Сама мысль о таком призыве должна побудить нас склонить сердца к земле перед нашим Богом с осознанием того, что мы недостойны такой огромной благодати – такого чрезвычайного блаженства! Чем мы можем воздать Господу, каким образом показать нашу благодарность, нашу признательность за столь неописуемую милость? Бесспорно, самое верное служение, которое мы способны проявить, является лишь скудным воздаянием Тому, Кто так возлюбил нас, благословил и удостоил такой чести!

Мы вместе с Господом Славы являемся сонаследниками этого замечательного наследства, если только мы верны до смерти и храним наши одежды белыми. Для нас “древнее прошло, теперь все новое”. Как старые творения, мы не имеем прочного положения перед Богом; мы кормились жалкими поскребками мира; мы были мертвыми в проступках и грехах. И лишь как Новые Творения мы имеем какое-то положение, можем быть угодны Богу, можем трудиться для Него. В этом стихе апостол обращается к Новому Творению.

                                                           НАША БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Когда мы посвятились Богу, все наши грехи оказались покрытыми кровью, и в нас началась новая жизнь. Мы находимся под священным соглашением и должны видеть, как в нас постоянно продвигается дело преобразования. Когда Отец принял наше приношение и наши обеты, и даровал нам Свой Святой Дух, мы не получили полного осуществления наших надежд, а лишь “залог наследия нашего”. Исходя из нашего соглашения быть мертвыми для мира, мертвыми для всего земного и живыми для Бога, каждый из нас словами, поступками и мыслями должен показывать, что с нашей стороны в настоящем договоре все честно – что мы считаемся с каждым его словом. Когда мы становимся детьми Бога, мы должны стремиться доказать нашу верность Богу и нашему Завету Жертвы. Не так ли было с нашим Господом Иисусом?

Наш Господь пришел в мир, чтобы стать нашим Искупителем. Но Он был Искупителем не тогда, когда родился или когда Ему было тридцать лет, а когда посвятился.  Он был назван Спасителем от Своего рождения, но только в ожидаемом значении. Он стал нашим Искупителем в настоящем, официальном смысле тогда, когда крестился от Иоанна в Иордане, и Святой Дух сошел на Него как сила зачатия. Потом он оставался на Нем в течение трех с половиной лет Его активного служения, чтобы осуществлять это посвящение. Каждый жизненный поступок в течение этого критического периода был выполнением Его Завета Жертвы. Он заключил завет, чтобы жертвовать Свою человеческую природу со всеми ее условиями и возможностями, чтобы осуществить замысел Отца. С этой целью Он пришел в мир и верно выполнял Свой Завет. Славной наградой за это была божественная природа и полномочия исполнять весь великий план Отца.

                                                             НАШ ЗАВЕТ ИДЕНТИЧЕН ХРИСТОВОМУ ЗАВЕТУ

То же самое с нами, Его последователями. Мы входим под тот же порядок, наши слабости и недостатки покрыты одеждой праведности нашего Искупителя, которая является нашей “свадебной одеждой”. Так мы стоим перед Отцом, исполненные всем в Возлюбленном. Его Слово к нам таково: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12:9). Все дети Бога, верные своему завету, выполняют свое спасение изо дня в день. Это – труд жертвования, ежедневный труд распятия плоти. От начала нашей посвященной жизни мы считаемся целиком “сораспявшимися Христу”, но настоящее распятие является медленным, болезненным, долговременным процессом и заканчивается лишь с завершением нашей жертвы в смерти.

“Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”, – вот распоряжение Иеговы (Пс. 49:5). В какой мере мы выполняем этот труд жертвования в себе? В какой мере мы стараемся помочь в деле сбора святых Бога к Нему? Верны ли мы в меру наших возможностей и способностей? Уверены ли мы, что внимательно учитываем возможности, большие и малые, которые находятся в пределах нашей досягаемости? Если мы не видим наших возможностей, Господь использует другого сделать то, что могли сделать мы, и тогда мы потеряем благословение и награду предлагаемого нам служения. Поэтому, какими заботливыми нам следует быть!

                                                                               “ЧТО ОБЕЩАЛ, ИСПОЛНИ”

Но это не то, в чем мы должны судить друг друга. Не мое дело говорить тебе, что ты недостаточно усердный в твоем жертвовании. И ты также не можешь сказать мне, что я не выполняю верно свою жертву. Каждый стоит и падает перед своим Господином. Дело Господа и наше – решать в этом важном вопросе в нашем индивидуальном случае. Но мы не можем полностью судить даже себя. Мы должны делать как можно лучше и затем предоставить Господу заниматься последствиями. Отец определит каждому верному члену тела нашего Господа его место в славном храме.

Братья могут дать слово совета каждому по поводу этого, но не больше. Господь сам должен решить, живет ли каждый из нас согласно условиям нашего завета. Он ожидает верности от каждого, кто принял на себя условия Его завета. Было бы намного лучше, если бы мы никогда не заключали завет жертвовать нашу земную жизнь и ее интересы, чем дать обет, а затем не исполнить обещанное (Еккл. 5:3, 4). Это самое торжественное обещание, и Господь, конечно же, потребует от нас выполнения наших обетов. Если смерть не будет добровольной, Он уничтожит нашу плоть. Если мы будем сопротивляться и этому, то это будет означать безнадежную смерть нашего существа.

                                                             НАШ ВЕРНЫЙ, НЕИЗМЕННЫЙ БОГ

“Потому что Бог производит в вас…”, – говорит апостол Павел. Мы не начали этот труд сами. Нам никогда не пришло бы на ум, не будучи приглашенными, пытаться достичь удела в славе, чести и бессмертии Господа Иисуса. Поступать так без выразительного приглашения было бы с нашей стороны вершиной высокомерия. Бог запланировал все это дело. Он работает у нас через Своих обещания, Свое провидение в наших ежедневных испытаниях и через все указания, предостережения и советы Своего Слова. И мы радуемся этому. У Бога нет изменения; и если Он однажды сделал такое предложение, то это раз и навсегда. Это никогда не будет означать что-то другое. Он никогда не делает распоряжение, которое хотел бы отменить или изменить.

Мы имеем заверение апостола Павла, что “начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”. Единственным условием является наша личная верность. Бог никогда не подведет. “Ибо мы – Его творение”. Он действительно занят этим трудом. Мы покоряемся, чтобы Бог производил в нас и хотение и действие по Своему благоволению. Он – великий Мастер. Поэтому труд благодати продолжается в наших сердцах и в нашей жизни, делая нас готовыми к высокому положению, к которому мы призваны. Но если мы небрежны к этим большим привилегиям, дарованным нам, Бог отнимет их у нас и даст другим.

Кто возводит красивое здание, тот нуждается в особых усилиях, чтобы сделать работу – чтобы поднять большой стальной каркас, глыбы камня, кирпич и тому подобное. Бог положил в Себе дать нам силу, благодаря которой мы сможем завершить труд строительства нашего характера – этого замечательного возводимого нами здания. Но Господь не осуществит этот большой труд у нас, если мы не будем усердно сотрудничать с Ним. Он дал нам призыв, дал вдохновение, и изо дня в день оказывает всевозможную помощь; поэтому мы должны настойчиво продолжать строительство этого характера, который обязателен и, согласно Его замыслу, будет во всех, кого Он сделает сонаследниками со Своим Сыном.

                                                                   “ВСЕ ДЕЛАЙТЕ БЕЗ РОПОТА”

Идя по следам нашего Господа Иисуса, мы не должны роптать в пути – ворчать по поводу его трудностей и узости. Мы не должны дискутировать как и куда нас следует вести и не должны искать какой-то другой путь, чем отмеченный для нас божественным провидением, понимая и полагаясь на то, что Господь отлично знает, какие испытания необходимы для нашего развития по подобию характера Христа. Мы должны понимать также, что повиновение, когда наши уста полны сетования и недовольства Господом и нашей участью, на которую Он позволяет, показывает, что мы не находимся в согласии с духом Его устройства.

Такое повиновение (если бы оно было возможным, а это не так) не получило бы божественного одобрения и не принесло бы нам награду. Поэтому, как предостерегает апостол, мы должны “все делать без ропота и сомнения, чтобы нам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором мы сияем, как светила в мире, содержа слово жизни”.

                                                                               НАШ СТРАХ И ТРЕПЕТ

В высказывании нашего стиха: “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение”, – мы не должны думать, что Господь хочет, чтобы Его дети буквально дрожали от страха перед Ним. Объясняя слова и выражения Священного Писания, мы должны рассуждать так же, как при чтении любой другой книги или объяснении слов наших друзей. Кто-то, приглашенный на должность большой ответственности, может затем сказать: “Я принял эту должность со страхом и трепетом”. Он не имел в виду, что действительно дрожал от страха, просто это является высказыванием, используемым, чтобы показать, что кто-то чувствует потребность в большой бдительности – что он осознает свою большую ответственность и подверженность тому, что может не удовлетворить все требования без оказания этому самого пристального внимания. Это значит, что он понимает, что к такому вопросу нельзя подходить легкомысленно, словно это какая-то безделушка, но что неудача в нем принесет серьезные последствия.

Так же и мы, когда читаем этот стих Писания, не должны думать, что следует дрожать от страха перед нашим Богом. Мысль апостола, на наш взгляд, такова, что в этом большом труде, предпринятом нами, – ходить по следам Иисуса, чтобы обрести награду нашего высокого призыва, – очень много зависит от нашей верности, нашего старания. Мы взялись за нелегкую вещь. Это очень большая ответственность. Наши вечные интересы находятся на весах; это вопрос жизни и смерти. Получившие награду будут Божьими наследниками в наивысших почестях и славе, которые когда-нибудь были предложены, – славе и чести, которые выходят за пределы человеческого воображения! Мы верим, что никакое такое предложение никогда больше не будет дано.

Божий Сын занимает положение, следующее после Иеговы, и его никто не может получить, кроме Невесты. Значит необходимо, чтобы мы совершали свое спасение со страхом и трепетом – с большой бдительностью, с большим усердием относительно всего, что связано с ним! Мы должны остро воспринимать факт, что это самая удивительная вещь во всей вселенной Бога! Мы верим, что если нам не удастся сделать наше призвание и избрание твердым и победить в этой борьбе в нас самих за очень короткое время сегодня, возможность уйдет навсегда. Тогда не поможет никакой плач и скрежет зубов. Когда дверь закроется, она больше не откроется никогда. Кто потерпит неудачу как Исав, “тот не найдет места покаянию” (Жив. Поток), хотя и будет искать его “со слезами”. Славное право первородства выскользнет из рук таких навеки!

Однако, дорогие сотрудники, ревностно стремящиеся изо дня в день бежать так, “чтобы получить”, “мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так”. Но хорошо, что мы “напоминанием возбуждаем наш чистый смысл” и можем видеть перед собой Небесный Город и награду, выставленную перед нами. Изнурительное путешествие, верим, вскоре закончится. Осталось, возможно, совсем немного. А потому с непреклонными сердцами будем бежать с терпением и настойчивостью до конца нашего поприща.