“Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1 Фессалоникийцам 5:17, 18).

Вначале, когда Адам пребывал в единстве с Богом, он находился в состоянии, представленном в Священном Писании как отношения завета с Богом. Слово говорит, что Адам нарушил этот святой Завет (Книга пророка Осии
6:7 Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне.
Ос. 6:7
). Он стал грешником, и его дети, родившиеся впоследствии, были грешными по наследственности. Вместо того, чтобы родиться в отношениях завета с Богом, дети Адама родились отчужденными. Но Бог имел дело с теми немногими из них, которые показывали особенную веру и желание прийти к согласию с Ним. Авель, второй сын Адама, был одним из них. Он приблизился к Богу посредством жертвы животного и был принят. Енох и Ной также пришли к единству с Господом через веру, хотя законно они по-прежнему находились под осуждением, пришедшим на Адама, потому что цена выкупа еще не была дана.

Впоследствии Бог вступил в завет с Авраамом ради его большой веры и послушности; еще позже – с его сыном Исааком; потом с его внуком – Иаковом. Спустя некоторое время Бог вступил в завет с семенем Иакова под Заветом Закона на Синае. Господь изменил имя Иаков на Израиль – “князь у Бога” (Книга Бытия
32:24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
32:25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
32:26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
32:27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
32:28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
32:29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.
32:30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
Быт. 32:24-30
), и весь народ Израиля (потомки Иакова) был принят как Божий народ, с которым Бог поступал так, словно тот не имел греха. Израильтяне имели привилегию обращаться к Нему в молитве. Но грехи иудейского народа упразднялись из года в год только образно. Кровь тельцов и козлов никогда не могла в действительности упразднить грех, поэтому иудеи были перед Богом только слугами.

Язычники вообще были без Бога. У них не было привилегии молитвы. Вот так мы приходим к началу Евангельского века и случаю с Корнилием. Читаем, что он был справедливым человеком, давая щедрую милостыню людям и всегда молясь. Но его молитвы не могли быть приняты даже после того, как Иисус умер. Смерть Иисуса не привела Корнилия к отношениям завета с Богом. Но когда семьдесят символических седьмин иудейской милости закончились, наступило время для Евангелия пожаловать к язычникам. Теперь Бог был готов его принять и послал Своего ангела, который передал ему послание от Господа: “Корнилий… молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом”.

Молитвы и милостыни Корнилия вознеслись, как благовонное курение, к Господу. Принимал ли Бог эту жертву раньше? Нет. Бог обращал на него внимание, но жертву до сих пор не принимал. Божий путь принятия – за исключением ограниченного и образного способа до Евангельского века – происходит определенным образом: через Ходатая в этом Веке, и через Посредника – в последующем. “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня”, – говорит Иисус. Даже тогда, когда наступило соответствующее время, Корнилий не мог прийти, пока Бог не послал слова что ему делать дальше.

                                                                         ЗНАНИЕ ИСТИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Господний ангел сказал Корнилию: “Пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой” (Деян. 11:13, 14). Эти слова были важными для его спасения, чтобы привести его к отношениям завета с Богом. Корнилий, будучи послушным, послал за Симоном Петром, который наставил его, как приблизиться к Богу через Иисуса. Если мы не придем к Отцу через Христа, наши молитвы будут приняты не больше, чем молитвы Корнилия.

Св. Петр рассказал Корнилию, что Бог предусмотрел великую Жертву за грех, что Иисус вкусил смерть за каждого человека; что сейчас, до того как начнется деятельность с миром, Бог выбирает Малое Стадо, чтобы оно присоединилось к Христу в благословении мира. Когда Корнилий услышал эту добрую Весть, он поверил всем сердцем, а также находящиеся с ним. Он, наверное, слышал об Иисусе раньше, но все понял только теперь. Он все время был в правильном состоянии сердца, молился и постился, но при этом все равно мог быть принят Богом только через Иисуса. Иисус должен был стать для него Ходатаем.

                                                             КАК ИИСУС СТАНОВИТСЯ НАШИМ ХОДАТАЕМ?

Но что значит, что Иисус является нашим Ходатаем? Это значит, что мы, прежде всего, должны принять Его как наш Выкуп от греха и смерти. Затем Он говорит нам: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”. Лишь веруя, что Иисус умер, что Он был святой и т.д. никто не может стать Его учеником. “И бесы веруют, и трепещут”. Оправдание к жизни приходит тогда, когда мы принимаем Господа на Его условиях. Тогда Он становится нашим Ходатаем.

Никто не имеет права надеяться получить ответ на молитву, если он не стал учеником Христа через полное посвящение. Приходящий к Отцу через Него не будет изгнан вон (Иоан. 6:37). Есть только одно исключение из этого правила – класс подростков, детей, которые еще не достигли возраста ответственности и осознания сказанного, родителями или одним из родителей которых являются ученики Христа. Этот возраст ответственности бывает разным – у кого-то это может быть от двенадцати до пятнадцати лет, у кого-то даже больше. Кто достигает уровня полного самосознания и ответственности и не посвящается Господу, тот теряет привилегию молитвы. Следовательно, подросток, один из родителей которого посвящен, имеет право надеяться на ответ на свои молитвы к Богу.

Господь никому не препятствует становиться на колени. Дикари делают это все время, но их молитвы не поднимаются к Богу. В свое время иудеи были исключением относительно молитвы, но они были образным народом. Такой порядок был временным и впоследствии миновал. Но скоро они снова будут иметь привилегию молитвы через великого Посредника, и весь мир сможет присоединиться к ним в этой привилегии. Иисус не будет Ходатаем для мира. Это устроение существует лишь для Церкви нынешнего века.

                                                                   НАША ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВОЙ

Молитва, кажется, является естественным состоянием человеческого ума по отношению ко Всемогущему. Даже язычники имеют склонность молиться. Их опасения, их надежды ведут их к тому, чтобы обращаться к какой-то могущественной Силе над ними. Но только народ Бога, который знает Его Мудрость, Силу и Любовь, и который выполнил условия принятия молитвы, имеет право приходить к Престолу Благодати. Мы понимаем, какое это благословение иметь доступ к Богу, доступ к Его присутствию – быть выслушанными Всемогущим Правителем Вселенной. Мы знаем, что императорам и царям земли очень трудно получить право быть выслушанными и что народам, известным на весь мир, не легко добиться такой аудиенции. Однако великий Бог позаботился о том, чтобы Его народ мог приходить к Нему и выявлять свои просьбы.

Нераскаявшийся грешник не может приблизиться к Богу. Но Божественная Мудрость позаботилась о пути, которым грешник может избавиться от своего греха и затем прийти к Нему в молитве и с доверием. Иудеи имели образные жертвы, образный День Очищения и образное прощение грехов. Но прощение наших грехов через заслугу Христовой жертвы является действительным прощением и ведет нас к принятию Отцом. Ему нравится, когда Его дети приходят к Нему в молитве. Со своей стороны мы рады привилегии отдавать Ему поклон и почет – уважение нашего сердца.

Мы сделаем разницу между тем, чтобы отдавать поклон и молиться. Отдавать поклон значит кланяться, признавать величие Бога; это акт почтительности, поклонения. Но молитва – это обращение с просьбой. Поэтому когда Господний народ приглашен в Его Слове приходить к Нему в молитве, это значит, что он, прежде чем прийти, проинформирован, что именно нравится Богу, если у Него просят. Мы имеем пример правильной молитвы в молитве, которой наш Господь научил Своих учеников.

Святой Дух является благословением, которого надо искать превыше всего. Духом Бога можно владеть в большей или меньшей мере. Мы получили определенную меру Духа, когда были приняты как ученики Христа, и зажженный в то время огонь любви стал поглощающей силой в нашей жизни. Он должен сжечь все, что противоречит Богу, чтобы наша жизнь могла быть пылающим и сияющим светом.

Насколько нам недостает Духа праведности, Духа Истины, настолько мы должны быть настойчивыми в молитве. Кто понимает свои потребности и знает об Источнике, из которого можно это получить, тот будет приходить к Престолу Небесной Благодати. Мы не должны пренебрегать жизненными обязанностями и ответственностью и вместо этого проводить много времени ежедневно на коленях, но вся наша жизнь должна быть непрерывной молитвой.

С тех пор, как мы стали Господними детьми, мы должны как можно больше стремиться достичь подобия Христа в характере и должны постоянно пребывать в молитве, не унывать духом. Мы должны искать Дух Господа и бодрствовать, чтобы выполнить условия, на которых можно наполниться Духом. В таком смысле слова мы должны молиться непрестанно, продолжая свои мольбы, пока не получим желаемое. Но мы не получим полную меру желаемого, пока не изменимся к высшей жизни, к совершенству новой природы в воскресении. Тогда мы больше не будем молиться. Тогда мы будем удовлетворены. Молитва будет поглощена возношением хвалы.

                                                                   ОБРАЗЦОВАЯ МОЛИТВА НАШЕГО ГОСПОДА

В молитве, которой мы научены нашим Господом, мы сначала воздаем честь Богу, признавая его нашим Отцом, признавая Его величие и выражая желание, чтобы святилось Его Имя. Помня об обещанном Царстве, мы рассказываем Ему о стремлении нашего сердца, чтобы это Царство наступило. Мы молимся, чтобы Его воля могла полностью исполниться на земле. Это значит, что мы отказались от собственной воли и стремимся, чтобы Божья воля всецело исполнилась в нашем смертном теле.

В этой молитве коротко упоминаются наши ежедневные насущные потребности: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”. Это не требование иметь обилие еды или лакомства и т.д., а просьба иметь насущное на каждый день. Мы не просим больше и не стремимся больше. Затем мы просим прощения наших прегрешений, КАК МЫ ПРОЩАЕМ. И наконец есть просьба о защите нас от злых влияний. Она выражает признание факта, что существуют искушения со стороны тех, с кем мы общаемся, искушения со стороны сил зла – духов злобы поднебесной, а также со стороны нашей плоти, и что мы нуждаемся в Божественной помощи. Однако просьбы этой молитвы очень коротки.

                                                                               УМЕРЕННОСТЬ В МОЛИТВЕ

Кажется, что многие имеют неправильное представление о молитве. Мы слышим, как некоторые пытаются объяснить Господу то, что Он знает лучше их. Всегда неправильно – даже в наших отношениях с людьми – говорить более образованным людям то, что они знают лучше нас. Иисус и апостолы никогда, насколько нам известно, не пробовали давать указания Отцу относительно Его Плана. И когда кто-то пробует дать Господу указания, он не вводит в заблуждение ни Господа, ни других, которые слушают, потому что Господь знает и они знают, что такой человек обращается не к Богу, а к людям. Мы уже упоминали заметку, помещенную в свое время в одной из газет Бостона: “Уважаемый _______ произнес самую красивую молитву, какая когда-нибудь была сказана к бостонской аудитории”.

Конечно, если мы имеем правильное представление о молитве – библейское представление – наши публичные молитвы будут очень короткие. Священное Писание является единственным критерием, единственным указателем. Оно не приводит ни одного примера, где бы Господние святые говорили длинные молитвы при всем народе. Молитва незнакомым языком также не имеет ценности, как говорит нам апостол Павел – разве что кто-то из собравшихся будет переводить ее. И если кто-то молится бессвязно, так что никто не может понять, такую молитву тоже можно считать молитвой неизвестным языком. “Стоящий на месте простолюдина как скажет: “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь”. Хотя этим Господь требует принимать во внимание слушающих, мы не должны молиться к ним, но должны обращать мысли всех к Богу, к признанию Его Доброты, Его Мудрости, Любви и Милости.

Избегая всякого наставления в такую минуту, мы должны пытаться направить всех почтительным образом к Престолу Небесной Благодати – мысленно, чтобы они могли усмириться перед Богом. То, что христиане порой пытаются делать в молитве, надо делать в проповеди. Как утверждает Слово, Богу угодно спасать верующих не через молитву, а через проповедь (Рим. 10:14; 1 Кор. 1:21), которая не обязательно означает публичное вещание, но содержит также более частное изложение Истины и проповедование посредством печатных страниц. Мы должны всячески следовать указаниям Слова.

Говоря о публичной молитве, о важности того, чтобы она была сжатой, и о примерах этого в Священном Писании, мы даже не думаем о том, чтобы кого-то ограничивать в его личном благочестии. Тот, Кто был совершенен, дал нам пример личной молитвы. Наш Господь иногда молился целую ночь. Но, допускаем, для большинства из нас было бы лучше этого не делать, потому что мы бы ослабели для служения на следующий день. В наших недостатках и несовершенстве мы, вероятно, не в состоянии осознать особое положение нашего Господа. Нам, наверное, невозможно сказать Господу что-то такое, что держало бы нас всю ночь на молитве, разве что мы повторяли бы одно и то же. Наш Учитель сказал: “Не говорите лишнего”, “ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него”. Мы скорее должны просить о таком состоянии сердца, в котором сможем принять все, что Он будет считать справедливым послать нам, чтобы мы получили благословение из всего, что Господь дает в Своем провидении.

Поэтому наши публичные просьбы следует строить по образцу, который наш Господь дал Своим ученикам: краткое изложение искреннего стремления грядущего Божьего Царства, признание греха, просьба о Божественном прощении, о помощи, об обеспечении наших потребностей и воздание почета и хвалы. Мы считаем, что приблизительно такими должны быть и наши личные молитвы. При этом чрезвычайно существенно, чтобы мы лично помнили друг друга перед Престолом Благодати, а также в общем – перед другими. Священное Писание, по-видимому, указывает на то, что мы не должны пытаться использовать молитву как средство для получения земного благосостояния, или чтобы говорить Господу, что именно Он должен делать, или чтобы нас слышали люди. На первое место мы должны ставить духовные вещи – то, о чем мы научены молиться.

                                                             УСЛОВИЯ ПРИЕМЛЕМОЙ, ДЕЙСТВЕННОЙ МОЛИТВЫ

Когда Иисус говорил Своим ученикам: “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него”, – то ставил перед ними величественный критерий относительно Небесного Отца. Но впоследствии этот критерий в большой мере был утрачен. В Средние Века Бога Любви начали представлять кем угодно, только не любящим и добрым Богом, говоря, что Он не интересуется большинством Своих созданий. Была выдвинута мысль, что те немногочисленные, кем Он интересуется, это безжалостные, жестокие и свирепые ко всем, кто не принадлежит к их кругу.

Как ужасно нашего Бога оклеветали считавшие себя Его особенными представителями! Как совершенно по-другому Его показывал Сын, знавший Его так хорошо! Послушаем Его: “Итак будьте… как… Отец ваш Небесный”, “ибо Он благ и к неблагодарным и злым”. Когда апостолы спросили Иисуса, не должны ли они сказать, чтобы сошел огонь с неба на самарян, отказавшихся продать им хлеб, ответ Учителя был следующим: “Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать”. Он был Образом Отца и пришел исполнять не Свою волю.

Человек находится в плачевном состоянии грехопадения и нуждается в обновлении к образу Бога, к подобию Бога, к состоянию любви, милосердия и сочувствия, какое Бог олицетворяет. Несмотря на наше грешное состояние, родители любят давать добрые дары своим детям. Разве отец, когда сын будет просить рыбы, вместо рыбы подаст ему змею? Разве вместо хлеба он подаст ему камень? Поэтому, если мы получили эти черты от Господа и в значительной степени все еще имеем их даже в нашем испорченном состоянии, то представим себе, насколько Тот, Который Совершенен, Бесконечен, рад давать добрые дары Своим детям: “Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него”. Его наилучшее является духовным.

                                                             БУДУЩИЕ СЫНОВЬЯ НАКАНУНЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Мы должны помнить, что наш Господь, находясь на земле, был в плоти полноценным Представителем Отца. Воистину “Бог явился во плоти”. И те, которые находились в правильном состоянии сердца, смогли увидеть характер Отца в Сине. Верившие в Иисуса были приняты и считались во многих отношениях одобренными Отцом. Священное Писание, однако, говорит, что Святой Дух тогда еще не пришел. Видим, что этот Дух не мог быть дан как сила зачатия, пока Иисус не умер и не явился у присутствия Бога, чтобы совершить примирение за грехи Церкви. Сорок дней спустя после Своего воскресения Христос взошел на небо, чтобы представить Свою заслугу, приписывая ее всем, кому предстояло стать Его учениками на протяжении Евангельского Века, времени Высокого Призыва.

Хотя Святой Дух еще не был дан, Иисус сказал Своим ученикам, что они могут молиться “Отче наш” – с учетом будущего сыновнего положения, в которое они вскоре должны были войти. Бог не является Отцом никому другому, кроме пришедших к Нему путем, определенным Им Самим – через Его Сына как цену выкупа и через полное подчинение Богу самих себя и всего, что у них есть,. Хотя наш Господь был еще в теле, Его настоящие последователи были сынами в ожидаемом значении.

После Своей смерти и воскресения Учитель велел им ждать в Иерусалиме, пока они не будут наделены силой сверху. Отец медлил с ответом на некоторые их молитвы. Он не хотел давать им некоторые благословения в то время, когда они просили, поскольку была, очевидно, обоснованная причина задержать их на определенное время – как в случае предоставления Святого Духа для зачатия. Однако они должны были пребывать в вере и быть готовыми к благословению, когда оно придет сверху.

Они могли молиться так: “Отец Небесный, мы знаем, что в свое время Ты дашь нам Святой Дух. Мы знаем, что Ты уже дал Твой Дух Иисусу, нашему Учителю, что при Своем крещении Он принял помазание сверху. Поэтому мы также ожидаем Святой Дух – ожидаем принять помазание, благословение от Тебя”. Поэтому ожидавшие в горнице после вознесения Господа получили это благословение (Святой Дух) в Пятидесятницу – в свое время.

                                                                               ИИСУС – ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Если мы обратимся к настоящему времени и спросим о чем мы можем молиться, Господь отвечает через Свое Слово, что мы можем молиться исключительно на тех же условиях, а именно: на основе веры в Его Сына, как нашего Искупителя, и полного посвящения, преданности ходить по стопам Учителя, нашего блаженного Образца. Никто не может прийти к Отцу иначе, как через Него. Все такие будут приняты вплоть до завершения нужного числа Избранных. Поэтому не следует поощрять кого-то приходить к Отцу в молитве, кто еще не стал членом Его семьи через полное посвящение.

В случае Корнилия, римского сотника, о котором упоминалось в настоящей статье, мы видим, что он был справедливым, добрым человеком. Но он не принадлежал к иудейскому народу, которому Бог дал Свой Закон. Единственным путем, каким Корнилий мог получить Божью милость до определенного Богом времени – три с половиной года после креста – был путь стать иудейским прозелитом.

Но когда хронологически наступило положенное время, чтобы Евангелие посетило язычников, на этого доброго человека было обращено внимание, и Корнилий радостно принял условия и стал Божьим сыном через веру в Христа. Он получил зачатие и помазание Святого Духа – так же, как перед тем его получили иудеи. Все это показывает нам, что Бог имеет установленный способ, которым кто-то может стать Его сыном. Но если этот кто-то придет несоответствующим образом и в несоответствующее время, то не будет принят как сын Всевышнего.

                                                                               ВОСПОМЯНУТЫЕ МОЛИТВЫ

Божьи отношения с Корнилием свидетельствуют о том, что в случае приходящих к Богу и молящихся к Нему, но не знающих об определенном пути, их молитвы, как и молитвы Корнилия, Бог вспомнит впоследствии. Как Господь обращал внимание на молитвы Корнилия и желание его сердца прославлять Бога и служить Ему, так, можем допустить, Он обращает внимание на молитвы и стремления приблизиться к Нему сегодня. Он не обязательно пошлет кого-то наподобие Петра, чтобы дать указания тотчас. Это будет зависеть от Его решения, от того разумно ли это, и соответствует ли такой человек Его нынешним замыслам. Но любые молитвы, принесенные с искренностью, не останутся незамеченными и получат вознаграждение в свое время – сегодня или впоследствии.

Допустим, что кто-то живет в языческом крае, где не знают о Христе, и, допустим, такой человек ищет Бога и молится настолько, насколько имеет свет. Господь в таких условиях не может принять ее как Своего сына, но может, если на то позволит Его Мудрость, привести такого искреннего искателя к познанию Христа – то ли путем высылки ему брошюры по почте, то ли через проповедь или встречу с кем-либо из Господних посланцев, кто сможет пообщается с ним на его языке. Будьте уверены, каждая изголодавшаяся душа получит свет и знание, необходимые для ее спасения в положенное у Господа время. Услышав о Боге и о проявлении Его любви во Христе, каждый может принять или отвергнуть это Послание. Если он не сумеет или не захочет посвятиться Богу после обретения света, то никакие его молитвы не будут приняты.

                                                             САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ИЗ ВСЕХ ДОБРЫХ ДАРОВ

Мы читаем, что Небесный Отец подаст добрые дары тем, кто просит Его, то есть даст то, что будет хорошо для них. Мы не должны диктовать Ему, какими должны быть Его благословения. Мы не должны просить о всяческих земных вещах. В случае иудеев они просили преимущественно о земных благословениях, потому что Небесные им не были обещаны. Но мы, вошедшие в сыновние отношения с Богом, должны молиться о том, что Он обещал прежде всего – о Святом Духе. И наш Отец, который на Небесах, даст нам самое лучшее, что будет отвечать нам и приготовит нас к Небесному Царству.

Господь подаст всякое земное благословение, которое лучше всего будет служить интересам Нового Творения. Все, что Он даст, будет добрым даром. Мы не всегда знаем, что для нас самое лучшее. Иногда отец может считать, что ребенку лучше дать лекарства вместо еды. Отец дает это для добра ребенка. Так же с нашим Небесным Отцом. Иногда Он дает испытание веры, испытание преданности, испытание любви. Все эти испытания имеют целью развить в нас силу характера и сделать пригодными к дальнейшим, более значительным благословениям.

Отец воспринимает нас как Новые Творения в Христе. Если, например, некоторые из Его детей увлекаются благословениями или заботами этой жизни, Бог может дать своего рода очистку от земных вещей. В таком случае кто-то может сломать ногу или его может постигнуть другая земная беда – что-то, что будет полезно для него как Нового Творения. Если бы весь Господний народ обрел такое состояние, в котором главным его желанием, наивысшим стремлением, сущностью всех его молитв было бы желание наполниться Духом Бога, Духом Истины, Духом здравого ума, чтобы знать и исполнять Его волю, каким большим благословением это стало бы! Господняя воля в том, чтобы Его дети получили наивысшую меру наибольшего из благословений, но Он дарует его только на определенных условиях.

Он сдерживает его до тех пор, пока они не научатся его ценить и желать так искренне, чтобы посвятить себя выполнению этих условий, находясь в мольбе, пока их настойчивость не принесет ответ.

                                                             НЕОПИСУЕМАЯ ПРИВИЛЕГИЯ МОЛИТВЫ

Апостол Павел уговаривает святых: “Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством”. Эти слова не значат, что мы должны всегда стоять на коленях или должны постоянно повторять молитву. Но мы не должны никогда переставать молиться, и наши молитвы должны быть в духе – настойчивые, искренние. Божьи дети не должны “говорить молитвы”, а должны молиться. Существует формальная молитва, многословная, которая не поднимается выше головы того, кто повторяет слова. Священное Писание говорит, что это приближение к Богу устами, когда сердце далеко от Него. Было бы лучше не приближаться к Господу вообще, чем делать это несоответствующим образом.
Приблизиться к великому Творцу и Властелину Небес и земли является замечательной привилегией, и мы должны это делать в духе почтения и преданности. Наш Господь сказал, что Отец ищет таких, которые бы поклонялись Ему в духе и Истине. Мы должны приходить только в имени Христа. Он является единственным Путем, чтобы приблизиться. И мы обязаны приходить сосредоточенные и настойчивые.
Не надо пытаться говорить даже слово, которое не имеет значения или необдуманно. Верим, что многие делают себе вред, употребляя определенный набор слов, да еще формальным образом. Это не молитва. Настоящая молитва произносится языком сердца. Поэтому чем больше наша откровенность, тем приемлемее будет молитва, и больше благословения мы получим.
Мы не должны приходить к Богу без веры и искреннего желания иметь Его благословение. Надо преисполниться духом нашей просьбы, чтобы Господь в данном случае мог видеть искренность нашего сердца. Существует определенная разница между молитвой и благодарностью. Молитва, как мы уже сказали, – это обращение с просьбой. Никто не может прийти к Господу и быть принятым, если он не вошел в состав Христа. Другие являются чужестранцами и далекими. Но каждый может выразить благодарность Богу или отдать Ему поклон, прославление, почет.

                                                             ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯНСТВО В МОЛИТВЕ

Есть разница также между молитвой и мольбой. Молитва – это любое обращение, большое или малое, тогда как мольба означает особое желание чего-то – настояние. Идет ли речь об обычной молитве или о мольбе – пылкой форме молитвы, мы всегда должны приходить в духе, оценивая факт, что мы приходим перед великого Иегову и что это – привилегия, данная сегодня немногим.

Мы также должны “стараться… со всяким постоянством”. Если мы действительно верим, что Господь сказал нам молиться и что Его воля – дать нам то, в чем мы нуждаемся, и, прежде всего, Его Святой Дух, нам надо быть внимательными, чтобы увидеть ответ на наши просьбы. Если мы не обращаем никакого внимания на наши молитвы после того, как мы их сказали, никогда не следим за ответом на них, это свидетельствует о том, что в действительности мы не заботимся о наших потребностях. В этом, кажется, состоит причина, почему Бог не отвечает на многие наши молитвы сразу. Нам следует научиться следить за ответом на наши молитвы и выучить урок того, как оценивать, как быть благодарными Ему, когда мы осознаем, что Он удовлетворил нашу просьбу.

Следовательно, мы должны молиться с постоянством, ожидая исполнения не только в течение нескольких часов или дней, или недель. Господь может медлить удовлетворить нашу просьбу – то ли с целью испытать нашу веру, то ли с целью привести нас к лучшему состоянию, чтобы принять благословение.  Наверное в прошлом нам всем приходилось почувствовать такое, и мы еще более жаждали ответа, пока он придет. Поверьте, Господь никогда не равнодушен к мольбе Своих детей и использует путь, наилучший для нас – как поступает чуткий учитель со своим учеником и любящий отец со своим ребенком. Наш Отец на Небесах хочет дать нам то, что у Него самое лучшее, и не задержит того, что в действительности хорошо (Пс. 83:12). Но Он иногда требует, чтобы мы ждали некоторое время. В другой раз ответ на нашу просьбу может прийти быстро.

Находимся ли мы на коленях, странствуем ли по жизни, наши сердца должны постоянно обращаться к Господу за Его руководством во всех делах и заботах, чтобы мы могли служить Ему так, как это Ему угодно и приемлемо, чтобы мы могли быть защищены от искушений, которые без Его помощи будут сильнее нас, и чтобы Он в Свое время освободил нас от всякого зла и несовершенства и даровал место в Его Небесном Царстве. Дорогие братья и сестры, всегда следует внедрять в жизнь предостережение нашего Учителя: “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Марк. 14:38).

                                                             ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ БОРОТЬСЯ В МОЛИТВЕ?

Хотя Священное Писание поощряет к настойчивости в молитве, и тому же учит притча о настойчивой вдове, на наш взгляд ничто в Священном Писании не дает нам права делать то, что некоторые люди называют “борьбой с Богом в молитве”. Мы верим, что наш Бог готов дать нам все наилучшее, но мы не должны желать того, что Бог не хочет нам давать. Мы не должны вынуждать Господа делать то, что Он не хочет делать, а только должны стремиться исполнять Его волю. В то время, когда Иаков боролся с ангелом, он делал правильно. Каждый из нас при таких обстоятельствах сделал бы хорошо, если бы повелся таким же образом. Но это был необычный случай. Иаков впервые возвращался домой после того, как бежал в Месопотамию от своего брата Исава, и боялся, что тот может покушаться на его жизнь. Поэтому, Господь Сам явился Иакову в виде Своего ангела. Конечно, ангел мог уйьи, но он этого не сделал, поэтому Иаков со всей откровенностью воскликнул: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”.

Нам не нужно бороться с Богом, чтобы получить Его особенное благословение. Мы уже имеем это благословение. Мы не слуги, которые вымаливают ломоть. Господь одел нас в Свою наилучшую одежду. Он дал нам Свой Святой Дух. Но Он пообещал нам кое-что еще на условии, что мы будем просить, и Он хочет, чтобы мы дальше приходили с верой к Нему в простой, искренней молитве, не пытаясь это делать с борьбой.

                                                                                                                                                                                                                                                                         ЦАРСТВО ПРИ ДВЕРЯХ

Мир полон зла и плохих вещей вследствие греха. Поэтому наши сердца восклицают: “Сколько еще, о Господи, сколько еще, пока Ты освободишь Свой народ и поставишь праведность на земле?” Поэтому мы молимся ежедневно: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле”. Должны ли мы при этом уставать? Нет, потому что Господь просил нас, чтобы мы этого хотели, чтобы мы непрестанно об этом молились.

Царство придет! И Господь хочет, чтобы мы держались мысли, что Царство приходит! Отказаться от молитвы значило бы отказаться от нашей веры. Но вы дальше надейтесь, дальше верьте, дальше молитесь, дальше говорите: “Да придет Царствие Твое!” Стремитесь к тому времени, когда Царство благословит все племена земные. Это нечто другое, чем бороться так, как мы понимаем смысл этого слова. Это – настойчивость, это – упорство, это – постоянство. И мы должны за все быть благодарными. Но у нас нет желания поторапливать Господнее время ни на минуту. Даже если мы молимся “Да придет Царствие Твое”, это не значит, что мы хотим, чтобы Царство пришло до наступления Отцовского времени. Но если наши глаза помазаны, то мы знаем, что это время не будет медлить и оно близко. Какими бы не были наши естественные склонности относительно постоянства и решительности в молитве, мы должны черпать для себя указания из Божьего Слова. Мы должны побеждать наши естественные склонности. Поэтому, как верные, послушные дети, подчините свои взгляды и свое поведение словам совета, который дал нам наш Отец. Помните обещание Учителя: “Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Иоан. 16:24).