“Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым” (Послание апостола Павла к Евреям
6:10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
Евреям 6:10
).

Уныние препятствует возрастанию в благодати; поэтому св. Павел пытался ободрить своих читателей. Контекст дает понять, что они чувствовали определенный спад, определенное уныние. И хотя, по его словам, они хорошо начали, их рвение до некоторой степени охладело. В этой главе и дальше, до десятой включительно, апостол обращает внимание ставших христианами на опасность колебаний и даже отклонения. Тех, кто легко попадает в уныние, он наставляет словами нашего стиха: “Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви”. Можем спросить: Какое такое большое дело или труд любви могли они выполнять, чтобы Бог был неправедным и забыл его наградить? Разве хорошие поступки это не то, что должны делать все люди? Как Бог  может быть неправедным и забыть эти хорошие поступки?

Ответ Священного Писания, кажется, в том, что мир не может делать никаких хороших поступков, которые Бог способен принять: “Нет праведного ни одного”. Но все-таки, “не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви”, пишет апостол. Что он имеет в виду? Отвечаем, что он обращается к христианам, к ставшим Божьими детьми через вступление в завет с Ним. Они были детьми гнева, как и прочие, и дальше остаются несовершенными по плоти. Но Бог не обращается с ними по плоти. Он принял их в Свою семью на основании особого порядка – Завета Жертвы. Под этим Заветом Он согласился смилостивиться через Христа над их слабостями и обращаться с ними согласно намерениям их сердца и ума – согласно тому, как они пытаются быть угодными Ему как Его дети. Бог по собственной воле обязался вступить в Завет со Своим народом. Он обязался перед ними (с одной стороны), а они – перед Ним (с другой). Ни одна сторона не может избежать условий этого Завета.

                                                                         ОПАСНОСТЬ ПОТЕРЯТЬ НАГРАДУ

Заключившие Завет были членами падшего рода Адама, осужденными на смерть. Да, но Христос умер за этот род, и он будет восстановлен из смерти и осуждения греха, доставшегося ему через непослушание Адама. Заслуга Христовой смерти сначала применена за избранный класс, который в Евангельском веке ищет Бога и с радостью принимает Его порядок через Христа. Услышав о Христе как Искупителе, они уверовали в Него и пожертвовали всеми своими земными надеждами, целями, амбициями, чтобы вступить в Завет с Господом. Мыслью, которая вдохновляла их к такому шагу, была надежда получить духовное наследство, стать сонаследниками с Христом в Царстве, которое должно быть установлено на земле. Именно к нему Бог открыл путь через Свой замысел во Христе. Они отказались от земного ради более величественного, небесного. Они добровольно пожертвовали всеми земными правами и интересами и обязались к этому безоговорочно.

Если теперь их постигнет неудача, они потеряют абсолютно все. Собственно апостол и обращает на это внимание. Поскольку они признали Божий порядок, то на основе Завета с Ним их ожидает большая награда. Смотрите, предостерегает он, не потеряйте эту награду, отворачиваясь от Господа и становясь холодными или тепловатыми, потому что такое состояние может привести к полному отвержению Богом. Лучше идите вперед и будьте отважны, а Господь, Иегова, Сам укрепит ваши сердца. Ждите Его терпеливо.
В десятой главе апостол напоминает о том, как некоторые из них в прошлом вытерпели великую битву страданий или пострадали с другими, сочувствуя им и перенося с ними преследования. Все это было ради Господа, ради любви к братьям и на основе Божьего устройства. Поэтому следует иметь доверие к Богу, что Он любит их и оценивает все, что они вынесли для Него. Апостол уговаривает их не возвращаться назад, не унывать, но быть бодрыми. Он говорит также, что уверен, что они смогут выдержать до конца.

                                                                         БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЛУЖИТЬ СВЯТЫМ

Св. Павел утверждает, что их труд любви был ради Божьего имени. Уважение к Божьему имени заключался в служении святым. Таково было доказательство их любви к Господу, и они продолжали свое служение. Святые представляют Бога в мире. Следовательно, сделанное святым, сделано Богу. В Библии можно заметить разницу между теми, кто находится в Завете с Богом, и теми, кто не находится. Мы имеем определенные обязательства перед миром. Мы имеем обязательства перед людьми. Золотое Правило обязано действовать всегда и по отношению ко всем людям. Но мы не имеем таких обязательств перед миром, какие имеем перед святыми. Кто оказывает почести святым и служит им, тот оказывает почести и служит Богу. Такова, кажется, мысль апостола. 

Не надо думать, что Господу не понравится, если мы будем делать добро всем людям. Напротив, апостол советует: “Итак, доколе есть время, будем делать добро всем”, – будем великодушны, добросердечны ко всем и особенно к святым (Гал. 6:10). Это то, что особенно приятно Богу. Всякое охотное, совершаемое с любовью служение святым будет Ему во славу. В этом находится особый смысл, ведь в мире есть люди, которые, возможно, имеют более привлекательный характер, и им, по-видимому, приятнее служить, чем многим святым, которые могут быть более резкими, более неотесанными в некоторых отношениях. Но в служении святым имеется особое благословение от Господа. Об этом надо помнить, когда мы встречаемся и общаемся со всеми, ставшими Божьими детьми, и когда мы имеем возможность помогать им и утешать их. Они должны чувствовать нашу любовь, нашу поддержку, наше сочувствие, нашу помощь. Относительно других мы имеем выбор, но не так с нашими братьями во Христе.

Тот же принцип в известной степени преобладает среди светских людей. Например, члены тайных обществ благосклонны к другим своим членам – богатым или бедным, ученым или малограмотным – и не проявляют такого отношения к другим. То же касается масонов. Масон уважает масона где угодно в мире, богатого или бедного, черного или белого. Если таковы человеческие критерии, то тем более так должно быть между ставшими детьми Господа. Факт, что они являются учениками Христа, налагает обязанность делать каждому последователю Учителя то же самое, что следует делать брату или сестре. “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”. Это не касается мира сейчас, а исключительно Церкви, верных Господних последователей.

                                                                         НАСТОЙЧИВОСТЬ В СЛУЖЕНИИ

Апостол говорит: “Которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым”. Это свидетельствовало об их правильном состоянии. Даже попав в уныние в добрых делах, они по-прежнему помогали друг другу. Но принимается во внимание не только количество сделанных хороших поступков, потому что большое количество хороших поступков делают многие люди, с которыми Бог никоим образом не считается и не обязан их награждать. Поступки мира – это поступки грешных людей. Мир не находится в завете с Богом. Если кто-то делает хороший поступок, то по неписаному закону получает от этого то или иное благословение. Кто совершает хороший поступок с мотивов, заслуживающих уважения, получает некоторую награду, некоторое благословение. Сделанное добро облагораживает характер и предуготовляет к благословениям следующего века, когда весь мир будет на испытании жизни перед Судилищем Бога. Чем благороднее будет характер в тот День, тем меньше исправительных розог потребуется. Но, чтобы получить нынешнее благословение от Господа, Его особенное благословение, нужно вступить в отношения Завета с Ним.

Труд, который сегодня выполняет каждый, кто находится в таких отношениях с Богом, Он обязательно заметит и наградит. В 13-й главе 1 Послания к Коринфянам апостол напоминает, что для Тела Христа самих только хороших поступков недостаточно, чтобы это свидетельствовало о Божьей милости. Он говорит, что даже если отдать тело на сожжение, а все имущество – чтобы накормить бедных, в этом не будет особой заслуги, если это не сделано из любви. “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий”, – добавляет он. Кто-то может делать хорошие поступки, чтобы иметь почет у людей. Если делать из таких соображений, Бог не посчитает это хорошими поступками, которые будут награждены. Поступки, которые Бог считает хорошими, достойными Его похвалы и награды, это поступки, сделанные Его верным народом, оправданным и освященным, который служит из любви к Нему, к Его народу и Его делу.

Поэтому св. Павел говорит: “Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви”. Важно держать это в уме. Для нас важно заботиться о том, чтобы наши мотивы были из любви к Господу, Его Делу и Его братьям. Такие хорошие поступки, если их делать постоянно, исходя из способностей и возможностей, неминуемо получат блаженную награду.