“Доведите мою радость до полноты, так чтобы мыслить вам одно и то же, имея одну и ту же любовь, будучи единодушны и единомысленны, ничего не делая из-за соперничества, ни из-за тщеславия, но в смирении почитая друг друга выше себя, каждый преследуя не собственную выгоду, но и выгоду других. Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе” (Филиппийцам 2:2-5, Кас.).

Церковь в Филиппах, как известно, была первой Церковью, основанной в Европе. Начало ее было очень скромным и малозаметным. Филиппы были одним из главных городов Македонии (Деяния святых Апостолов
16:9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
16:10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
16:11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
16:12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
16:13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
16:14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.
16:20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
16:21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
Деян. 16:9-14, 20, 21
). Ища возможности послужить Господу в этих окрестностях, апостол отправился в субботний день на берег речки, где несколько женщин по обыкновению собрались на молитву, и обратился к ним из Божьего Слова. Д-р Макларен (McLaren), комментируя это маленькое начало Церкви в Филиппах, говорит: “Не трубя перед собой и без лишней суеты несколько женщин и уставших путников вели разговор на берегу быстрой речки. С какой презрительной улыбкой посмотрели бы знатные жители Филиппов, если бы кто-то сказал им, что главным поводом, почему их город запомнится навсегда, является присутствие в нем этого неприметного иудея и его письмо Церкви, основанной в то утро!”.

Общий характер Церкви в Филиппах становится понятным из Послания св. Павла, написанного к ней позже. В нем мы не находим ничего наподобие критики или упрека, как это видим в большинстве его посланий, написанных к другим церквям. Его письмо к филиппийцам особенно красиво и преисполнено любви, давая свидетельство очень тесных уз родства между ним и этой Церковью. В четырех разных случаях, как описано, эта Церковь на деле поддержала св. Павла и послужила ему финансовой помощью, а также словами утешения и поддержки. Дважды он получал от них дар в свою поддержку, когда находился в Фессалониках. В другой раз, когда он был у Коринфе, они служили ему. Когда он был узником в Риме, эта преисполненная любви Церковь не забыла об апостоле. Ее посланец, Епафродит, принес ему последнее трогательное упоминание об их любви.

Епафродит, помним, был братом, который “был болен при смерти” за дело Евангелия – за свою верную службу помощи апостолу в Господнем труде, когда, казалось, было мало надежды на помощь с других источников. После его выздоровления от тяжелой болезни апостол Павел послал через него Церкви в Филиппах замечательное письмо, известное как Послание к Филиппийцам (См. Послание апостола Павла к Филиппийцам
2:25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
2:26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
2:27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
2:28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
4:14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
4:15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
4:16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
4:17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
Фил. 2:25-28; 4:14-19
; Второе послание апостола Павла к Коринфянам
11:9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
2 Кор. 11:9
).

                                                                         ПОЛНЫЙ ЛЮБВИ СОВЕТ АПОСТОЛА

Другие церкви, по-видимому, тоже служили апостолу, и мы знаем наверняка, что так делали некоторые лица, среди которых были Акила и Прискилла. Но у нас нет записи о том, чтобы какая-то Церковь послужила св. Павлу так, как это сделала Церковь в Филиппах. Очевидно, другие церкви упустили столь большую возможность. Можем быть уверены, что хотя апостол настаивал, чтобы церкви посодействовали неимущим святым в Иерусалиме и т. п., он ни разу не просил помощи для себя, сколько бы в ней не нуждался и как бы не ценил любое, даже самое небольшое, проявление их любви к себе и к делу Господа, которому он служил.

 Урок любви и кротости, который мы находим в этом отрывке Священного Писания, свидетельствует о том, что среди филиппийцев было достаточно этих благодатей. Он свидетельствует также о том, что апостол понимал большое значение плодов Духа и потребность в их постоянном развитии, чтобы дальше расти по подобию Христа. Вступительные слова главы являются призывом к взаимной братской любви и благосклонности. Он говорит: “Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви,. если [есть] какое милосердие и сострадательность [чувства внутри (Diaglott)]”. Внутренности прежде считались местонахождением чувствительных эмоций, жалости, сочувствия сердца. Может показаться, что апостол пытается поставить Церковь в Филиппах на испытание – хочет, чтобы они ответили, действительно ли эти благодати принадлежат всем Новым Творениям во Христе. Он как бы говорит: “Если вы увидели, что эти блаженные плоды являются частью подобия характера Христа, то пусть они еще больше развиваются в каждом из вас”.

Затем, словно они уже согласились на такое предложение, словно уже признали, что во Христе есть утешение, любовь, общение, симпатия и сочувствие друг к другу, от добавляет: “Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны”, имейте волю (как Церковь) – Господнюю волю. Какое величественное высказывание! Его радость будет полной не от того, как они говорят, а как они любят, как утешают друг друга, как сочувствуют друг другу и пребывают вместе как члены Тела Христа. Все это дополняло его радость больше, чем что-либо другое, что он мог узнать о них. И он знал, что такие условия наиболее приятны в глазах их Господа и Учителя. Апостол Иоанн отмечает ту же мысль, говоря: “Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Иоан. 4:20).

                                                                   НАБЛЮДАЯ ЗА ТЕМ, ЧТО ИМЕЮТ ДРУГИЕ

Чтобы дух совершенного единства и общности мог господствовать между учениками в Филиппах, апостол настаивал, чтобы каждый из них развивал благодать кротости, чтобы в каждом деле каждый заботился “ничего не делать из-за соперничества, ни из-за тщеславия” (Кас.) и мог избавиться от кичливости и самовосхваления как наибольших врагов Господнего Духа и получения Его благословения. Он настаивал, чтобы каждый имел смиренный ум, способный видеть хорошие черты и таланты сочленов Тела, и ценить эти качества, как превосходящие, по крайней мере частично, его собственные.

Кротость ума не обязательно означает неспособность видеть собственные таланты или благодати. Пока мы как Церковь находимся в нынешнем состоянии несовершенства, состоянии палатки, мы не можем надеяться найти в ком-то одном все качества, все таланты, все благодати Святого Духа, развитые в их наивысшей степени. Поэтому каждый может, если у него кроткий ум, видеть в других братьях некоторые желанные черты или благодати, которые превосходят его собственные. Он должен радоваться тем, что видит их, и должен, соответственно, ценить того, кто ими владеет.

Если заботиться только о себе, о своих интересах, о своем благополучии, о своих выгодах и талантах и при этом игнорировать, не замечать интересы, выгоды или таланты других, это будет свидетельствовать о самолюбии и нехватке Духа Христа, который является духом любви, заботливости и доброты. Насколько мы наполняемся Святым Духом любви, настолько будем интересоваться благополучием и счастьем других. Таким был ум, таким был нрав нашего дорогого Искупителя, когда Он ходил по земле, – нрав, который Он так замечательно показал. И мы верим, что с тех пор Он не изменился. И если мы хотим быть похожими на Него, мы должны развить в своем характере эти черты. Если нам предстоит в будущем быть классом Невесты в славе, мы должны стать копией “дорогого Божьего Сына”.

Апостол Павел не только показывает нам Господа Иисуса как великий Образец надлежащего повиновения, самопожертвования и любви, самоотречения в интересах других, но и держит перед нашими глазами результат – награду нашего Господа. Он напоминает нам о возвышении Учителя Отцом, чтобы мы могли получить ободрение и могли понять, что при верном следовании за нашим Искупителем, жертвуя выгодами настоящего времени, распиная себя, делая все от нас зависящее для продвижения Божьего Дела и Его Истины, развивая плоды Святого Духа, мы можем надеяться на то, чтобы также будем прославлены с Ним, чтобы разделить Его имя и Его Престол славы, а также большой труд в течение всего вечного будущего как Его Тело, Его Невеста и Его сонаследница.

                                                                   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА НАСТАВЛЕНИЯ

В стихах 12-17 апостол выражает искреннюю благодарность Церкви в Филиппах и свою большую любовь к ним. Как велико его доверие к их преданности! С какой радостью он изливал свою жизнь за них (см. стих 17), чтобы они могли обрести полноту подобия Христа! Он с любовью наставляет: “Ничего не делайте из-за соперничества, ни из-за тщеславия” (Кас.). Следуя за Учителем узким путем, мы не должны сетовать дорогой, будучи недовольны ее трудностями и ее узостью. Мы также не должны высказывать своих предпочтений и не искать какого-то другого пути, чем тот, который Божественное провидение начертало для нас. Напротив, мы должны осознавать и верить, что Господь знает, какие именно испытания нужны для нашего развития в Школе Христа; что Он присматривает за нашими испытаниями для нашего наивысшего благополучия и Его славы; что Он не забыл о Своих обещаниях для тех, кто Его, но сделает, как обещал, чтобы “все [что приходит на нас в отношении верности] содействовало ко благу”. И даже наши упущения и преткновения, если их воспринимать правильно, будут направлены для нашего благословения.

Мы рады видеть, как много дорогих нам Господних святых имеют эту склонность доверять и быть преданными. Следуя за Учителем, возлюбленные, будьте “безупречными и чистыми детьми Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире”. А тем, кто у вас председательствует в Господе, это будет “к похвале нашей в день Христов [когда наступит наше «изменение»], что мы не тщетно подвизались и не тщетно трудились”.