ЧТО ЗАКОННО В СУББОТУ?

ЛУКИ 13:10-17; 14:1-6

“Суббота для человека, а не человек для субботы” (Евангелие от Марка
2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
Марка 2:27
).

       Среди христиан существует много противоречий относительно субботнего дня. Одним из обильных источников такого замешательства является то, что немногие осознают, что Божьи постановления для последователей Иисуса полностью отличаются от тех, которые Он дал под Заветом Закона буквальному Израилю. Под этим Заветом все было образным и содержало ценные лекции для христиан. Поэтому путать образ с противообразом означает вносить путаницу в умы и упускать из виду красоту и силу противообраза.

       До иудейского Закона не было никакого определения субботнего дня, за исключением того, что слово “суббота” означает отдых, и нам сказано, что Бог почил в седьмой большой День (Эпоху) Творческой Недели. Енох, ходивший с Богом, Авраам, друг Бога, и прочие угодившие Господу ничего не знали о субботе, так же как ничего не знали о Дне Примирения и его жертвах или о других делах, касавшихся израильского Завета Закона.

       Апостол Павел объясняет, что израильтяне были Домом Слуг под Моисеем, тогда как Церковь является Домом Сынов под Христом (Послание апостола Павла к Евреям
3:1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
3:2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3:3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
3:4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
3:5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
3:6 а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Евр. 3:1-6
). Божий способ поведения с Домом Слуг, собственно говоря, должен был отличаться от способа поведения с Домом Сынов. Приказы отдают слугам, не объясняя что и почему. Но апостол объясняет, что Бог поступает с нами как с сынами. Подлинному христианину Небесный Отец дает познать Свои планы, Свои намерения, Свои постановления, чтобы Его сыны, которые имеют Его Дух, могли с пониманием отнестись к этим планам, проявляя послушание вплоть до самопожертвования из радости совершать волю Отца, а не по повелению.

       Иисус и апостолы были иудеями и находились под требованиями Завета Закона до времени, когда Иисус умер, “потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего”. С тех пор последователи Иисуса ни в коем смысле слова не связаны иудейским Законом. Они проявляют интерес к Десяти Заповедям, потому что эти заповеди внешне показывают Божью волю, а все сыны Бога стремятся знать волю Отца, чтобы добровольно ее исполнять. Но Бог не говорит Дому Сынов: “Не убивай, не кради”, – потому что с тех пор, как они зачаты Святым Духом, у них нет желания убивать или красть.

       Для Своих отношений с Домом Сынов Бог установил (через Главу этого Дома) новый закон, который всеобъемлющ и означает намного больше, нежели, как считалось, подразумевает Закон Моисея. Это – Закон Любви. Апостол говорит: “Итак любовь есть исполнение закона”. Закон заключается в одном слове – Любовь: наивысшая любовь к Богу и любовь к нашим ближним. Наконец, Иисус Сам сказал: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга”. Он сказал это нам, отдающим жизнь друг за друга.

                                                                            СЕДЬМОЙ ДЕНЬ – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

       С самого начала Евангельской эпохи последователи Иисуса начали встречаться в первый день недели. По-видимому, этот обычай основывался на факте, что Иисус восстал из мертвых в этот день и несколько раз явился в нем Своим последователям. В следующий первый день недели Он явился опять. С тех пор обычаем учеников было общаться в этот день, но не по повелению Господа, а из желания вспоминать Учителя и иметь общность друг с другом. Вполне возможно, что некоторое время они придерживались одновременно субботнего и первого дня. Вероятно, им трудно было понять, насколько полно они перешли от эпохи Моисея и его Закона под главенство Иисуса и Его руководство, ведь “для свободы Христос освободил нас” (ВоП).

       Хотя христиане сегодня отказались от седьмого дня в пользу первого дня недели, многие ошибочно думают, что такое изменение узаконил Бог. Это не так; христианин находится не под Законом, но под благодатью. То, что первые ученики собирались в первый день, было привилегией, а не указанием от Бога. Так должно быть дальше, и так некоторые делают. У настоящих христиан не может быть в преизбытке возможностей общаться вместе для изучения Слова Небесного Отца, чтобы воздавать Ему хвалу и выражать почтение своих сердец.

       Настоящие христиане, конечно же, рады, что выделен особый день в неделю, в котором они могут, прежде всего, посвятить себя молитве, поклонению, восхвалению, изучению Библии и добрым делам – даже если это воскресенье принудительно установлено человеческими законами и неверным представлением. С какой радостью многие из Господнего народа восприняли бы возможность устроить свои дела так, чтобы это позволило иметь два воскресных дня в неделю или даже больше. Но чтобы праздновать воскресенье должным образом, Господний посвященный народ должен быть свободным от ошибочных представлений, которые преобладают в целом.

                                                                                     СУББОТА ОТДЫХА

       Израильский Закон предусматривал две субботы. Одна повторялась каждый седьмой год и имела свое выполнение в пятидесятый год – год Юбилея и полного освобождения. Другая была каждый седьмой день и, повторяясь, имела свое выполнение в пятидесятый день – день Пятидесятницы, бывший образной тенью отдыха, в который народ Бога может войти уже сейчас.
Апостол говорит об обеих из них в Послании к Евреям 4:1-11. Осуществлением субботнего дня является отдых и покой сердца, которым радуются подлинно израильтяне. Для них это постоянная суббота. Они входят в покой.

       Они достигли уровня, где имеют мир с Богом, который руководит их сердцем. Они отдыхают от своих дел, от всякой надежды, что могут угодить Богу какими-то своими поступками: соблюдением субботы и прочим. Они входят в отдых, потому что видят, что Бог позаботился в Иисусе о необходимой помощи, чтобы они “имели полноту в Нем”. Этот отдых, этот покой, у них не может отнять ни один человек. Он принадлежит им до тех пор, пока они пребывают верой во Христе, в Боге.

       Но, как говорит апостол, “для народа Божия еще остается субботство” – будущий отдых. Церковь войдет в этот отдых тогда, когда испытает изменение в воскресении, когда станет похожей на Спасителя и войдет в радость своего Господа. Это будет полный отдых. Что касается мира, великое тысячелетнее царствование Мессии будет субботой для всего мира, в которой люди получат привилегию достичь совершенства в каждом смысле слова и войдут в отдых, приходя к согласию с Богом.

       Иисус совершил многие чудеса в субботние дни, по-видимому, частично для того, чтобы подчеркнуть факт, что большая суббота, тысячелетний День, седьмой тысячелетний День земной истории будет временем Его Царства, в котором все человечество получит возможность исцелиться от греха, болезней, печали и боли и прийти к полному совершенству человеческой природы – ко всему, что было потеряно в Адаме и искуплено на Голгофе.

                                                                           ДЕЛАТЬ ДОБРО В СУББОТУ

       Поскольку по плоти Иисус был иудеем и, следовательно, был связан всеми заповедями иудейского Закона, Он не мог делать ничего вопреки этому Закону. Он не только не мог отложить его в сторону, но также не мог объяснить иудеям настоящее значение субботы. Все это должно было прийти позже, под наставлениями Святого Духа, после Пятидесятницы, после зачатия от Духа, потому что “душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что.. о сем [надобно] судить духовно”. Но Иисус был в состоянии исправить и действительно исправил некоторые ошибочные представления о Законе, которые проникли через учения их раввинов, законоучителей и фарисеев.

       Они в некоторых случаях картинно преувеличивали букву Закона, при этом полностью игнорируя его дух. Поэтому, когда ученики Иисуса, проходя пшеничным полем, растирали зерна в ладонях, отделяя их от мякины, прежде чем съесть, фарисеи упрекнули их в том, что они нарушают субботу – что они обмолачивают и отвеивают. Иисус показал, что смысл Закона не в том. Закон был дан не для того, чтобы препятствовать в каком-либо хорошем или нужном деле, а для пользы людей. По словам законоучителей, ловить блох в субботний день было бы грехом, потому что это можно считать “охотой”. Вот так, всевозможными способами они делали все, чтобы мудрый Закон Бога казался людям безрассудным. Придирчивые в пустяках, они проигнорировали более важные вещи в Законе, касающиеся справедливости, любви и милосердия.

       В нашей лекции мы вспомним два случая исцеления в субботу. Одна женщина имела болезнь, которая держала ее скорченной восемнадцать лет. Иисус освободил ее от этой немощи в субботний день. Он положил Свои руки на нее и сказал: “Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего”. Она выпрямилась и стала прославлять Бога. Но начальник синагоги возмутился и сказал людям: “Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний”. Это должно было стать особенным упреком в адрес Иисуса, давая понять, что Он не является таким святым и внимательным к субботе, как должен быть, и нарушает Закон. Но Иисус “сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” И Его противники застеснялись.

       Другой случай касался человека, больного водянкой. Иисус, зная настроение мыслей законников и фарисеев, обсудил с ними этот вопрос заранее, спросив: “Позволительно ли врачевать в субботу?” Они не ответили. Тогда Он взял больного, исцелил его и спросил Своих критиков: “Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?” И они не могли ответить на это.

       Правильное понимание субботы, отдыха, о котором Бог позаботился для Своего народа, является большим благословением. “Входим в покой мы, уверовавшие”, – в длительный покой, постоянную субботу. Мы рады иметь особые возможности, какие появляются, чтобы собираться во имя Господа для прославления, восхваления, исследования и общения. Несмотря на день, апостол советует нам не пренебрегать собираться вместе, как это становится привычкой некоторых, особенно, если мы видим, что этот День приближается (славный День грядущего Мессианского Царства) – что исчезают ночные тени ночи, а также тьма невежества и суеверия (Евр. 10:25).