СКИНИЯ СОБРАНИЯ

ИСХОД 40:1-13, 34-38
“И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию” (стих 34).
Наши Верианские лекции о Скинии познакомили нас с основными чертами этой поучения. Из книжки “Скиния – ее тени лучших жертв” мы узнали о форме, размерах, конструкции и т. п. Скинии, которую Бог приказал израильтянам (через Моисея, их посредника) возвести, чтобы поклоняться Ему. Эта Скиния была переносной, пригодной во всех отношениях для сорокалетнего странствования по пустыне, которое, как Господь знал заранее, будет их уделом как народа. Каждый раз, когда они разбивали лагерь, Скинию устанавливали в центре стана, а шатры израильтян группами располагались вокруг нее: в первую очередь колено Левия, которое находилось непосредственно вблизи и было разделено на племена; за Левитами находились колена Израиля – три колена на север, три колена на юг, три колена на восток и три на запад. Колено Иосифа, разделенное на две части, Ефрема и Манассию, дополняло их, образовывая полные двенадцать колен без учета Левитов.

       Столп облака днем и столп огня ночью постоянно свидетельствовали о пребывании Господа со Своим избранным народом, и это облако и огненный столп, очевидно, были связаны со Скинией в том значении, что его ответвление, подножие опускалось от облака к Скинии. Когда оно поднималось, это было свидетельством, что наступило время выступать в путь. Израильтяне следовали за облаком: когда оно задерживалось, они останавливались на отдых, разбивали лагерь, и между облаком и Скинией, как прежде, устанавливалась связь. Таким образом, Израиль постоянно имел перед собой манифестацию Бога, а также Его защиту и опеку как Его народ. Но израильтяне пожелали идола, чтобы тот шел впереди их и был своего рода внешним проявлением Бога. За совершенное идолопоклонничество они были наказаны – за то, что изваяли золотого тельца. Позже, когда они усвоили урок и раскаялись в содеянном, Бог дал им то, что задумал – нечто более возвышенное в доказательство Своего присутствия посреди них и Его руководства их делами.

                                                                                БОГ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

       Из того, как была устроена Скиния и как она располагалась в стане Израиля, мы можем видеть, что лекция для Израиля заключалась в том, что Бог должен быть на первом месте – что религия должна быть центром всех стремлений и деятельности. Все колена были связаны со Скинией, потому что та представляла Бога, и все они были связаны друг с другом, так как каждый из них и все вместе они окружали ее и были прямо связаны с этой Скинией Бога. Здесь они встречались и здесь сосредоточивались все их интересы. Так должно быть и с духовным Израилем – с каждым отдельно, на каждом месте и в каждое время. Приходящий к согласию с божественным устройством обнаружит в нем упорядоченное божественное провидение, которое позволит ему прийти к общению со всеми пребывающими в единстве с Отцом и Его славным планом.

       Напрасно надеяться на порядок в Церкви или на согласие с братьями, если не признавать это единоначалие. Когда все обращаются к Господу за руководством, они готовы быть ведомыми Его провидением – двигаться вперед или оставаться на месте. Когда все обращаются к Господу за законами, распоряжениями и руководством во всех жизненных делах, они могут быть в согласии друг с другом, признавая единый критерий божественного примирения. Но если это единоначалие проигнорировать (или пытаться игнорировать), то возникнет разногласие и конфликт. Без сомнения, таковы трудности многих из Господнего народа, которые хотят мира и согласия и имеют хорошие намерения в сердце. Им не удается признать Господа и Его Слово в качестве критерия, так как они не обращаются к этому критерию в случае неопределенности.

                                                            ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ УСТРОЕН ПОХОЖИМ ОБРАЗОМ

       Не утверждая, что френология достигла совершенного развития – что кто-то научился безошибочно узнавать по форме человеческого черепа разные свойства характера, отображенные в нем, и понимая, что такое чтение характера может быть ошибочным, особенно в случае тех, чей характер преобразился благодаря обновлению ума вследствие зачатия святым Духом, – все же можем допустить, что френология, по мере ее понимания, полностью подтверждает образ, данный нам в устройстве Скинии Израиля, окруженной станом.

       Если представить себе человеческий череп развернутым на плоскости, мы увидим, что центральная часть будет отвечать Скинии и ее двору, потому что в самом центре головы (в области макушки) находится участок духовности, а прямо перед ней – участок набожности. Последний участок вполне мог бы отвечать двору, а предыдущий – Святилищу. Чтобы войти в Святилище и Святое-святых, необходимо было пройти двор; поэтому, чтобы войти в состояние, где мы сердцем правильно оцениваем духовные вещи, необходимо проникнуться благоговением, почтением к Богу, что позволит нам поклоняться Ему и стремиться знать и исполнять Его волю.

       Вокруг этих двух центральных участков расположены другие, соответствующие разным разделениям в колене Левия – священном колене, посвященном служению Богу во дворе и Скинии. Эти участки представляют веру, надежду, доброжелательность, добросовестность, стойкость и т. п., и за их пределами находятся разные участки ума, которые имеют отношение преимущественно к земным вещам. Их (как полезные и ценные сами по себе) следует контролировать и управлять ими из центра. Как в стане Израиля центр, Скиния, не контролировался коленами, а, наоборот, колена контролировались и управлялись из Скинии, так все таланты и качества ума и тела, которыми мы обладаем и которые представлены в нашем мозге, должны подчиняться и быть руководимы нашим почетом к Богу и нашим духовным восприятием Его воли, которая должна быть выражена в первую очередь при посредничестве участков доброжелательности, веры, надежды, совести и т. п.

                                                                                ИЛЛЮСТРАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ

       Похожим образом можно изложить философию того, что именуется обращением. Благодарим Бога, что не обязательно было понимать философию обращения, чтобы получить это благословение и радоваться им, иначе оно досталось бы немногим. Однако для некоторых будет полезно проанализировать философию обращения и увидеть, каким замечательным и рассудительным является этот предмет. Обычный человек, “надежду не имеющий и безбожный в мире” (ОБ), похож на израильтян, на толпу иудеев в Египте – нерешительных, растерянных, невольников греха, тяжело работающих на своих надсмотрщиков и не ведающих как освободиться. Первым шагом к порядку является обращение внимания на Господнее Слово, направляющее наш путь из рабства в землю обетованную. Это подразумевает признание Моисея, назначенного Богом вождя, и повиновение ему, чтобы бежать от греха.

       Должно пройти некоторое время (короткий миг или год), в котором порабощенный осознает, что его свобода дарована Богом через великого противообразного Моисея. Затем он слышит закон и понимает, что все его прошлое подлежит забвению, но при этом он все равно не в состоянии держаться божественного закона в совершенстве по причине немощи своей плоти. Для этого его внимание обращено на божественное устройство: на то, что всем, кто посвящается Господу, дается зачатие Святым Духом, что они обретают доселе неизвестные милости, благословения Господа и Его помощь. Это и есть обращение – принятие Господа и Его воли во всех делах жизни вместо своеволия: полное посвящение Господу сердца и жизни, времени и талантов, признание Христа нашим Главой, Первосвященником, нашим Ходатаем, помощником во всех делах.

       Происходящее преобразование отвечает упорядоченному расположению колен относительно Скинии. Скиния считалась центром стана, и каждое колено имело свое место относительно нее. Больше не было путаницы, какое место выбирать колену – здесь или там, более удачное или менее удачное. С тех пор каждое колено имело свое расположение, свою ответственность, свою связь со Скинией.

                                                                      ПОРЯДОК ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ ЗАКОНОМ НЕБЕС

       То же самое с обращенным сердцем и умом. Раньше в центре, во власти всего иногда было самолюбие, иногда совесть, иногда желание что-то добыть, иногда надежда, иногда в центре был страх, вокруг которого громоздились разные другие свойства. Но теперь, когда сердце отдано Господу, признание получил Его порядок и Его устройство, а разные приметы ума и тела, представленные в нашем мозге, упорядоченно расположены вокруг центрального органа, который становится с тех пор руководящим и всегда занимает властное положение. Для истинно обращенного, посвященного христианина центром, из которого будут исходить все распоряжения жизни, должна быть духовность, которая отвечает Святилищу и Святому-святых в центре стана Израиля.

       Это подразумевает поклонение Богу. С тех пор разные участки должны обращаться к этому общему центру за руководством. Стремление к приобретению может подсказать, как получить богатство, но не имеет права действовать, пока не получит сообщения от духовности и набожности. Это право должно пройти первое слушание (показано в левитах): свое слово, действительно ли приобретательство может получить желаемое, должна сказать доброжелательность, а также совесть, вера и надежда. А доброжелательность, вера, надежда и совесть непременно справятся у Господа посредством набожности и духовности о том, какова воля (ум) Господа по этому поводу, прежде чем позволить приобретательству действовать как предполагалось.

       Воинственность – еще одно качество, которое привыкло время от времени занимать господствующее положение по отношению к другим, но теперь воинственность отодвинута на положенное ей место позади, подальше от центра. Она не может действовать без разрешения, а разрешение может прийти только через доброжелательность, веру, надежду, совесть и т. п. Те, в свою очередь, должны спросить у набожности и духовности, следует ли воинственности подпоясаться своим мечом и выступать в поход, что именно и сколько она может делать в каждом случае. Если причина достойна похвалы, будет дано позволение, но если причина плохая, в позволении будет отказано, а непоколебимость будет следить, чтобы решения центрального суда исполнялись всеми удаленными звеньями.

       Например, если воинственность поднялась и хочет в какой-либо форме сотрудничать с самолюбием или приобретательством, то решением центрального суда будет: “Нет!” Воинственность, возможно, никогда не будет употреблена самолюбиво; но если воинственность поднимется с добросовестностью на защиту веры, однажды переданной святым, то решением центрального суда будет: “Да! Искренне борись за веру, однажды переданную святым”. Тем не менее, доброжелательность и любовь, внимательно взаимодействующие, будут следить, чтобы воинственность, даже защищая веру, переданную святым, не принимала грубой и агрессивной формы поведения, но была под присмотром доброжелательности и любви.

       Не удивительно, что мирские люди были изумлены, обнаружив столь радикальное изменение в характере и жизни тех, кто пришел к единству с Господом через полное посвящение для Него своего сердца, чей ум был перестроен, преобразован путем обновления воли, путем передачи всех качеств сердца и ума под контроль Господа и приведения их к согласию с Господом. Иногда мы говорим об обращении так, словно произошло чудо, потому что оно совершило удивительное изменение в наших сердцах, жизни и чувствах, приводя их в новое подчинение, под контроль Господнего Духа, духа любви, духа мудрости, духа здравого ума.

                                                                                СЛАВА ГОСПОДНЯ НАПОЛНИЛА СКИНИЮ

       Когда была устроена Скиния и шатры израильтян расположились вокруг в нужном порядке, первым важным событием, как говорится в нашей лекции, было признание ее Богом. На это ссылается тридцать четвертый стих нашей лекции: “И покрыло облако Скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию”. Она именовалась Скинией собрания (или, правильнее, палаткой собрания) не потому, что израильтяне собирались там как общество, не потому, что это был дом для их собраний, а потому, что они были святым, отдельным домом, народом Бога, и в этой палатке в центре стана Бог обустроил место Своего пребывания и здесь Он встречался с детьми Израиля, принимая представителей колена Левия и общаясь с ними, в результате чего с помощью Урим и Туммим сообщалась божественная воля. Применим это лично к нам, духовным израильтянам: когда произошло наше обращение, оно означало не только упорядочение нашего ума в согласии с Господом, размещение духовности и набожности спереди – в центре наших влияний, – но и нечто большее.

       Все это мы должны были делать и действительно делали под руководством Господнего Слова. Но дальше Бог сделал что-то еще, что-то очень нужное для нас, а именно: мы были снова зачаты к новизне ума Его Святым Духом. Другими словами, Бог признал сердце, которое устроилось согласно божественному распоряжению Слова. Он основал Свою обитель с нами, и благословил и осветил наше место встречи с Ним, представленное в духовности. Нас наполнила Слава Господня. Мы в известной степени осознали, что приняты Господом, и с тех пор нас просвещает Святой Дух, мы имеем постоянную помощь и руководство: столп облачный благословил нас днем, ограждая от всего, что трудно выносимо, а столп огненный – ночью, давая нам освещение во тьме, поддержку и защиту Того, Кто обещал, что все будет содействовать нам ко благу, потому что мы принадлежим Ему, любим Его, поставили Его на первое место в нашем сердце и находимся среди призванных по Его изволению. Вот так новая воля, основанная Богом и получившая наставления из Его Слова, может, как священник в каждом из нас, общаться с Отцом благодаря заслуге великой жертвы примирения.

       И эта новая воля, посвященная, помазанная, отлученная, может раздавать мудрые наставления Бога всем другим органам нашего тела, показывая каждому, что можно и чего нельзя делать; как каждому можно или запрещено сотрудничать с другими; который из них следует сдерживать и когда; который нужно совершенствовать и как, чтобы все тело было полно света, порядка и божественного благословения, чтобы мы, как Божий народ, могли идти от благодати к благодати, от знания к знанию, от силы в силу и были приготовлены к вечным условиям за Иорданом в земле обетованной, в которую мы путешествуем – в небесном городе.

                                                                                А ТАКЖЕ ОБРАЗ БУДУЩЕГО

       Этот порядок относительно Скинии не был напостоянно. Он скорее показывал условия Евангельского века, по крайней мере что касается Церкви – Царственного Священства, которому ныне позволено войти в Святилище и Святое-святых как членам великого Первосвященника, Иисуса, и в течение Тысячелетнего века вместе с Ним вести весь Божий народ, желающий войти в величественный вечный отдых, который для него остается. В течение Тысячелетия все желающие стать подлинными израильтянами и прийти к полной гармонии с Господом найдут для этого место в божественном плане: в первую очередь Царственное Священство, ближайшее к Господу (в самих воротах Его милости), как священники располагались непосредственно перед входом на двор Скинии; после них будет Великое Множество, показанное в левитах в целом. Затем в свое время все племена земные придут к гармоничному порядку: все будут обращать свой взор к Богу, все будут стремиться ходить во свете Божьей милости. В конце концов не будет больше ни воздыхания, ни вопля, ни смерти, потому что все сторонники греха будут отсечены второй смертью, а все другие придут к полной гармонии с Богом благодаря служению священства.