ПОЧЕМУ?

БОГ ПОЗВОЛИЛ ЗЛО НА ЗЕМЛЕ

 

ПОЗВОЛЕНИЕ ЗЛА 
И ЕГО СВЯЗЬ С 
БОЖЬИМ ПЛАНОМ

 

Зачем было позволено зло? – ПРАВИЛЬНОСТЬ и НЕПРАВИЛЬНОСТЬ как принципы – Нравственность – Бог позволил зло и обратит его в добро – Бог не является автором греха – Испытание Адама не фарс – Суровость его искушения – Он согрешил  Добровольно – Наказание за грех не является несправедливой, но и не слишком суровой – Осуждение всех в Адаме
мудрость, любовь и справедливость В
Осуждение всех в Адаме – Божьий Закон Универсален

 

Зло – это то, что порождает  несчастье, то что прямо или косвенно причиняет всякого рода страдания (Вебстер).

Данная тема, следовательно, затрагивает не только болезни, печали, страдания, слабости и смерть, но и возвращается к основанию, чтобы рассмотреть их первопричину – грех – и то, как его излечить. Поскольку грех является причиной зла, то его устранение – это единственный способ навсегда излечить болезнь.

Нет, наверное, трудности, столь часто возникающей в пытливом уме, чем вопросы: 

Почему Бог позволяет нынешнее господство зла?

Почему, создав наших прародителей совершенными и чистыми, Он позволил сатане подойти к ним с искушением?

Почему Он позволил, чтобы среди добрых деревьев оказалось запрещенное?

Несмотря на все попытки уйти от ответа, сам собой появляется вопрос: 

Не мог ли Бог предотвратить любую возможность падения человека?

Конечно, вся трудность возникает от неумения понять план Бога. Бог мог предотвратить появление греха, но факт, что Он так не сделал, должен быть для нас достаточным доказательством, что его нынешнее позволение имеет целью принести в конечном итоге большее добро. Божие планы, взятые в целом, подтвердят мудрость избранного пути.

Кое-кто спрашивает: Разве не мог Господь Бог, для Которого все возможно, вовремя вмешаться и тем самым предотвратить полное совершение замысла сатаны? Конечно же мог, но подобное вмешательство расстроило бы выполнение Его собственных замыслов. 

Его целью было явить совершенство, величие и справедливость господства Своего закона, а также показать людям и ангелам негативные последствия, вытекающие из его нарушения. Кроме того, есть вещи, которые по своей сути невозможны даже для Бога. Например, Священное Писание говорит, что

 

“Богу невозможно солгать” (Послание апостола Павла к Евреям
6:18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
Евр. 6:18
),

“ибо Себя отречься не может” (Второе послание апостола Павла к Тимофею
2:13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
2 Тим. 2:13
).

 

Он не способен ошибаться и поэтому не мог выбрать никакой другой план кроме самого разумного, самого лучшего, чтобы привести в мир Свои создания, – даже если мы, по своей близорукости, некоторое время не могли видеть всех скрытых источников безграничной мудрости.

Священное Писание говорит, что все было создано для Господнего удовольствия (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
4:11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
Отк. 4:11
) – без сомнения, для удовольствия даровать Свои благословения и проявлять качества Своего полного славы существа. 

И хотя в свершении Своих благих намерений Он позволяет злу и злым людям играть какое-то время активную роль, тем не менее, все это происходит не ради зла, и Господь не имеет ничего общего с грехом. Более того, Им сказано, что Он является Богом, Который “не любит беззакония” (Псалтирь
5:5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
Пс. 5:5
)

Противясь злу в любом виде, Бог на время позволяет (т.е. не препятствует) его существованию, поскольку Его мудрость видит путь, которым оно может стать длительным и ценным уроком для Его созданий.

Само собой очевидно, что всякому принципу правильности отвечает принцип неправильности, как например: правда и ложь, любовь и ненависть, справедливость и несправедливость. 

     Исходя из практических последствий, мы различаем такие противоположные друг другу принципы, как правильно и неправильно. Задействованный принцип, результат которого полезен и в конечном итоге способствует согласию и порядку и счастью, мы именуем правильностью

     И наоборот, принцип, который влечет за собой раздор, несчастье и разорение, мы именуем неправильностью. Результаты воздействия этих принципов мы называем добром и злом, а разумное существо, способное отличить то что правильно от того что неправильно и добровольно руководствующееся тем или другим, именуется нами благодетелем или грешником.

Умение отличать то что правильно от того что неправильно получило название нравственного сознания, или совести. Посредством этого, данного Богом человеку нравственного сознания, мы можем судить о Боге и признавать Его доброту. 

     Он всегда обращается к этому нравственному чувству, чтобы доказать Свою праведность или справедливость. Благодаря такому нравственному сознанию Адам мог видеть  грех, или несправедливость, как зло, еще не зная всех его последствий. 

     Свои создания низшего порядка Бог не наделил моральным сознанием. Собака, например, владеет определенными умственными способностями, но не до такой степени как человек, хотя и может научиться некоторых действий, достойных либо похвалы и награды ее хозяина, либо неодобрения.

      Она может украсть или лишить жизни, но не будет при этом названа грешником; она может защищать собственность или жизнь, но это нельзя назвать добродетелью, поскольку она не осознает моральной стороны своих действий.

  Бог вполне мог сделать людей неспособными различить то что правильно от того что неправильно или смог сделать их способными различать и делать только то, что правильно. Создать человека таким, означало бы сделать его только живым механизмом, а не интеллигентным образом своего Творца. 

     Бог также мог создать человека совершенным и независимым – что Он и сделал, – и мог уберечь его от искушения сатаны. При этом человек, ограниченный опытом добра, постоянно подвергался бы влиянию зла извне или личным амбициям изнутри, что сделало бы вероятность его вечного будущего весьма шаткой и появление непослушания и безпорядка оставалось бы постоянной возможностью. Кроме того, добро никогда не ценилось так высоко, как в сравнении со злом. 

     В самом начале Бог ознакомил Свои создания с добром, окружив их таким добром в Едеме, но затем, в наказание за непослушание, дал им суровый урок познания зла. Изгнав из Едема и лишив возможности общения с Собой, Бог позволил людям испытать болезни, страдания и смерть, чтобы они навсегда могли помнить зло, а также всю нецелесообразность и крайнюю греховность греха (Послание апостола Павла к Римлянам
7:13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Рим. 7:13
). 

     Сравнивая последствия, люди пришли к пониманию и должной оценке того и другого.

 

“И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Книга Бытия
3:22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22
). 

 

     К этому сопричастны его потомки – с той разницей, что сперва они получают знание зла и не могут сполна осознать добро, пока не испытают его в Тысячелетии, в результате своего искупления Тем, Кто будет для них в то время Царем и Судьей.

     Нравственное сознание, или умение рассудить между тем что правильно и неправильно, а также свобода пользоваться им, какую имел Адам, были важными чертами его подобия Богу. Закон, что правильно и что неправильно, был заложен в саму природу человека, был его частью, как является частью божественной природы. 

     Однако не следует забывать, что этот образ, или подобие, Бога, эта природа человека с изначально написанным в ней законом, во многом потеряли ясность своих очертаний вследствие губительного, деградирующего влияния греха, и сегодня этот образ уже не тот, что в первом человеке. 

     Способность любить подразумевает способность ненавидеть, поэтому можно допустить, что Творец вряд ли создал бы человека по Своему собственному подобию – умеющего любить и поступать правильно – без соответствующей способности ненавидеть и поступать неправильно. 

     Эта свобода выбора, именуемая независимым нравственным восприятием или свободой воли, является частью того, что человек получил вначале. Такая свобода, вместе с полнотой умственных и моральных способностей человека, сделала его образом своего Творца.

      Сегодня, после шести тысячелетий деградации, грех настолько стер в нас большую часть подлинного подобия, что мы в большей или меньшей мере не являемся больше свободными, а связаны грехом и его последствиями, настолько что для падшего рода грех ныне вещь более удобная, а, значит, более приемлемая, чем праведность.

Мы можем не сомневаться в том, что Бог мог дать Адаму самое ясное представление о многих злых последствиях греха, тем самым сдерживая его от греха, но мы уверенны, что Бог предвидел, что полученный опыт зла навеки послужит человеку самым надежным и самым длительным уроком.

      По этой же причине Бог не запретил, а, наоборот, позволил человеку сделать свой выбор и ощутить последствия зла. Если бы человек никогда не имел возможности согрешить, он не имел бы возможности дать отпор греху и его правильные дела не имели бы ни заслуги, ни ценности. 

     Бог ищет таких поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине. Он желает интеллигентного и добровольного послушания, а не бездумной и механичесткой службы. Для исполнения Своей воли Он уже имел и задействовал неодушевленные механические средства, однако Его намерением было создать что-то более возвышенное – разумное творение, созданное по Его подобию, господина земли, верность и праведность которого основывались бы на понимании того что правильно и неправильно, добра и зла.

     Правильность и неправильность как принципы существовали всегда и должны существовать всегда. Все совершенные, созданные по подобию Бога, интеллигентные существа должны иметь свободу выбора того или другого, хотя в будущем продолжать быть вооплощенным навеки будет только то, что правильно. 

     Священное Писание информирует нас, что когда проявление злого принципа будет позволено достаточно долго для осуществления Божьего замысла, то его деятельность непременно будет навеки прекращена, и всякий желающий оставаться в его власти, также навеки перестанет существовать (Первое послание апостола Павла к Коринфянам
15:25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
15:26 Последний же враг истребится - смерть,
1 Кор. 15:25, 26
; Послание апостола Павла к Евреям
2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
Евр. 2:14
). Навеки останутся только добродетель и делающие добро.

Но вопрос возникает еще в иной форме: Нельзя ли было ознакомить человека со злом каким-нибудь иным путем кроме собственного опыта?

      Существует четыре способа познания вещей, а именно: через интуицию, через наблюдение, через собственный опыт и познание путем получения информации из достоверного источника. Интуитивное знание является прямым познанием без процесса рассуждения и необходимости иметь доказательства. 

     Подобное знание принадлежит только божественному Иегове – вечному источнику всякой мудрости и истины, – Который по необходимости и самой природе вещей находится выше всех Своих творений. Следовательно, знание человека о том, что такое добро и зло, не может быть интуитивным. 

     Знание к человеку могло прийти путем наблюдения, но для этого требовался какой-то наглядный пример проявления зла и его последствий. Значит, где-то, среди каких-то существ следовало допустить зло. Но почему где-то, а не на земле, между людьми?

Почему сам человек не мог послужить иллюстрацией и все свое знание почерпнуть из практического опыта? Так оно и есть: свой опыт человек добывает на практике и передает его в виде иллюстрации другим, “ставшись зрелищем ангелам”.

Адам уже имел знание зла в виде информации, но этого было недостаточно, чтобы удержать его от попытки попробовать эксперимент. Адам и Ева знали Бога как своего Создателя, следовательно как Того который имел  право руководить и направлять их. Бог сказал им о запрещенном дереве: 

 

“В день, в который ты вкусишь от него, умирая умрешь”. 

 

     Понятно, они имели только теоретическое знание зла, хотя сами никогда не наблюдали и не испытывали его последствий. Как результат, они не оценили ни полного любви авторитета Создателя и Его милосердного закона, ни тех опасностей, от которых Он таким оброзом хотел их защитить. Оба они поддались искушению, которое Бог мудро позволил и конечную пользу которого предвидела Его мудрость.

     Немногие понимают всю тяжесть искушения, под которым упали наши прародители, и ту меру справедливости Бога, которая вылилась в столь строгое наказание за столь незначительный, по мнению многих, проступок. 

     Но стоит немного поразмыслить и все станет понятным. Священное Писание предлагает простое повествование о том, как женщина – как более слабый сосуд – была обманута и стала преступницей. Ее опыт и знакомство с Богом были даже более ограничены, нежели Адама, ведь тот был создан первым. 

     Еще перед созданием Евы Бог прямо сказал Адаму, какое наказание ждет его за грех, тогда как Ева, судя по всему, узнала об этом от Адама. Вкусив плода, Ева, доверившись соблазнительному заблуждению сатаны, вероятно, сама не осознавала всей величины своего преступления, хотя, наверное, имела некоторые опасения и предчувствия того, что она делает что-то не так. 

     Даже обманутая, она, как говорит ап. Павел, стала преступницей – хотя не была на столько виновной, как в случае, если бы согрешила против более полного света.

     В отличие от Евы, Адам, как сказано, не был обманут (Первое послание апостола Павла к Тимофею
2:14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
1 Тим. 2:14
), а, значит, преступая черту, он, должно быть, в большей мере осознавал грех и последующее наказание, зная, что за это он должен умереть. 

     Теперь нам становится понятным, чем был соблазн, побудивший Адама столь опрометчиво подвергнуть себя известному приговору. Помня, что оба они были совершенными существами, созданными по моральному и умственному облику своего Творца, мы видим, что в отношениях совершенного человека и его любимой спутницы – совершенной женщины – в наивысшей мере был проявлен элемент богоподобия – любви. 

     Осознавая грех и боясь, что Ева умрет, а, значит, будет для него потеряна навсегда (без какой-либо надежды вернуть ее, поскольку такая надежда еще не была дана), Адам, отчаявшись, опрометчиво решил для себя не жить без Евы.

      Посчитав собственную жизнь лишенной счастья и всякого смысла без своей спутницы, Адам добровольно сделал такой же шаг неповиновения, чтобы таким же образом разделить приговор смерти, который, как он вероятно понимал, навис над ней. Как говорит апостол (Послание апостола Павла к Римлянам
5:14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
Рим. 5:14
; Первое послание апостола Павла к Тимофею
2:14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
1 Тим. 2:14
), оба они оказались “преступниками”. 

     А поскольку Адам и Ева были одной плотью, а не “двумя”, то Ева разделила приговор, который своим поведением она навлекла на Адама (Послание апостола Павла к Римлянам
5:12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
5:17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
5:18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
5:19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Рим. 5:12, 17-19
).

Предоставляя человеку свободу выбора, Бог не только предвидел, что при отсутствии полного понимания греха и его последствий, человек изберет грех, но знал также, что, ознакомившись с грехом, человек все равно его выберет, потому что такое знакомство до такой степени причинит ущерб моральному облику человека, что он постепенно будет все более склоняться ко злу, находя его более желанным, чем добро. 

     Бог задумал допустить зло еще и потому, что, имея средство для освобождения человека от его последствий, Он видел, что результат такого шага приведет человека, благодаря приобретенному опыту, к полному осознанию всей “греховности греха” (Послание апостола Павла к Римлянам
7:13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Рим. 7:13
), а также к осознанию противоположной ему непревзойденной ценности добродетели, тем самым научив его еще более любить и чтить своего Создателя – начало и источник всякого добра, – и навеки избегать того, что принесло столько бед и несчастья. 

     Так вот, окончательным результатом будет еще большая любовь к Богу, еще большая неприязнь ко всему, что противоречит Его воле, и, наконец, твердое утверждение в вечной справедливости со стороны всех тех, кто воспользуется уроком, который Богом сегодня преподан, позволив грех и сопутствующее ему зло. 

     Следует, однако, заметить большую разницу между неопровержимым фактом, что Бог позволил грех, и серьезным заблуждением некоторых, обвиняющих Бога в том, что Он является автором и подстрекателем греха. Последнее утверждение – это одновременно богохульность и противоречие фактам, представленным в Священном Писании.

      Попавшие в подобное заблуждение, обычно пытаются найти иной план спасения, чем тот, который Бог предусмотрел посредством жертвы Христа, цены выкупа за нас.

Если они и дальше будут убеждать себя и других, что именно Бог несет ответственность за всякий грех, порок и злодеяние,* и что человек, как невинное орудие в Его руках, был понуждаем грешить, то этим они расчищают путь для теории, что вместо жертвы за наши грехи или милости (в какой бы ни было форме) нужна была исключительно справедливость. 

     Они закладывают фундамент также для другой части своей ложной теории, то есть для универсализма, утверждая, что если Бог причинил весь грех, порок и злодеяния, то Он также причинит освобождение всего человечества от греха и смерти. 

*Для поддержания такой теории используются два текста Священного Писания (Книга пророка Исайи
45:7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Ис. 45:7
и Книга пророка Амоса
3:6 Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
Ам. 3:6
) – в обоих случаях (в переводе Authorized Version) неверно истолковывающие выражение “зло”. Грех – всегда зло, но вот зло не всегда является грехом.

     Землетрясение, пожар, наводнение или эпидемия – это всегда бедствие, зло, но ни одно из них нельзя назвать грехом. Выражение “зло” в упомянутых текстах (в переводе Authorized Version) имеет значение бедствия

     То же слово переведено из еврейского в Псалтирь
33:18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
106:39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
Пс. 33:18; 106:39
на скорбь. В Псалтирь
26:5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
40:2 Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
87:4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
106:26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
Пс. 26:5; 40:2; 87:4; 106:26
; Книга пророка Иеремии
48:16 Близка погибель Моава, и сильно спешит бедствие его.
51:2 И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия нападут на него со всех сторон.
Иер. 48:16; 51:2
; Книга Плач Иеремии
1:21 Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне!
Плач 1:21
его перевели на “бедствие“. В Псалтирь
140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.
Пс. 140:5
– на “злодейства“. В Первая книга Царств (Первая книга Самуила)
10:19 А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: "царя поставь над нами". Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим.
1 Цар. 10:19
; Псалтирь
9:27 говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла";
93:13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
Пс. 9:27; 93:13
; Книга Екклезиаста, или Проповедника
7:14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
Еккл. 7:14
; Книга Неемии
2:17 И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении.
Неем. 2:17
; Книга пророка Захарии
1:15 и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло.
Зах. 1:15
оно переводится как несчастье, зло, бедствие, скорбь, вред. Во многих других местах это слово переведено на вред, беда, рана, обида, невзгода, горе и печаль.

     В Книга пророка Исайи
45:7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Ис. 45:7
и Книга пророка Амоса
3:6 Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
Ам. 3:6
Господь припоминает Израилю о своем завете с ними как с нацией – что если они будут слушаться Его законов то Он благословит их и оградит от бедтствий которые в общем обычны в мире, но также если они оставят Его, Он принесет бедствия (беды, зло) на них как дисциплинарные наказания. Смотри Второзаконие
28:1 Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
28:2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
28:3 Благословен ты в городе и благословен на поле.
28:4 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.
28:5 Благословенны житницы твои и кладовые твои.
28:6 Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
28:7 Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.
28:8 Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
28:9 Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;
28:10 и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя.
28:11 И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе.
28:12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].
28:13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять,
28:14 и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
28:15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
28:16 Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле.
28:17 Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои.
28:18 Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
28:19 Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем.
28:20 Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен,- и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.
28:21 Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
28:22 Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.
28:23 И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом;
28:24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен.
28:25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.
28:26 И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
28:27 Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;
28:28 поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
28:29 И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
28:30 С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.
28:31 Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя.
28:32 Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.
Втор. 28:1-14, 15-32
; Книга Левит
26:14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,
26:15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,-
26:16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
Лев. 26:14-16
; Иис. Книга Иисуса Навина
23:6 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево.
23:7 Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь [ими] и не служите им и не поклоняйтесь им,
23:8 но прилепитесь к Господу Богу вашему, как вы делали до сего дня.
23:9 Господь прогнал от вас народы великие и сильные, и пред вами никто не устоял до сего дня;
23:10 один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам.
23:11 Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего.
23:12 Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам,
23:13 то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.
23:14 Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся.
23:15 Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.
23:16 Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь].
Нав. 23:6-11, 12-16
.

      Когда бедствия приходили на них, все-же, они были наклонны считать их как несчастными случаями нежели чем дисциплинарными наказаниями. Поэтому, Бог послал им слово чрез пророков, напоминая о их завете и говоря им что их бедствия были от Него и посредством Его воли для их исправления. Совершенно абсурдно использовать эти тексты для того чтобы пытаться  доказать что Бог автор греха, потому-что они вовсе не относятся к греху.

Полагая, что Бог намеренно побудил грех и никто Ему не мог в этом воспрепятствовать, они говорят, что когда Он пожелает установить справедливость, то похожим образом никто не будет в силах Ему противостоять. 

     Но во всех подобных словесных рассуждениях полностью упускается из виду наиболее замечательное в человеке качество – его свободное волеизъявление, то есть свобода выбора, – наиболее примечательная черта его подобия своему Творцу. Человека спекулятивно унижают до уровня незамысловатого механизма, который действует только когда на него воздействуют извне. 

     Будь так на самом деле, человек, вместо властелина всей земли, оказался бы ниже насекомых, ведь они, без сомнения, имеют волю, то есть право выбора. Даже крошечному муравью дана сила воли, которую человек, с его большим умением препятствовать и разрушать, не способен уничтожить.

БОГ ИЩЕТ ДОБРОВОЛЬНОГО ПОЧИТАНИЯ

     Да, Бог имеет силу заставить человека к греху или к праведности, но Его Слово говорит, что Он не имеет такой цели. Бог не мог шаг за шагом заставить человека делать грех, поскольку Бог “отречься Себя не может”. Подобное не совместимо с Его справедливым характером, а значит невозможно. 

     Он ищет почитания и любви только тех, кто поклонялся бы Ему в духе и истине. Для этого Он дал человеку свободу воли, какую имеет Сам, и желает, чтобы тот избрал праведность. Позволение человеку делать для себя выбор обернулась для него потерей общности с Богом, потерей милости, благословений, и, наконец, смертью. 

     Посредством опыта греха и смерти человек на практике учится тому, чему Бог предлагал научить его теоретически –  не испытывая на себе греха и его последствий. Предвидение того, что человек сделает, Бог не использует против него как повод превратить его в примитивное существо-механизм, а, наоборот, использует для его же блага.

      Предвидев путь, который изберет человек, получивший свободу выбора, Бог не помешал ему на деле испробовать греха и его горьких последствий, а тот час же начал готовить пути для его возвращения из первого преступления. С этой целью Он предвидел Искупителя, великого Спасителя, Который в полном смысле слова может спасти всех, кто пожелает через Него вернуться к Богу

     Для этого – чтобы человек мог иметь свободную волю и при этом смог извлечь пользу из своей первой неудачи, когда он злоупотребит ею, вопреки Господней воле, – Бог предусмотрел не только выкуп за всех, но и то, что в свое время всем будет дано знание о представленной возможности примириться с Ним в виде свидетельства (Первое послание апостола Павла к Тимофею
2:3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
2:4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
2:6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
1 Тим. 2:3-6
).

Строгость наказания не была проявлением ненависти или злобы со стороны Бога, а была необходимым, неминуемым и окончательным итогом зла, которую Бог позволил человеку увидеть и почувствовать. Бог может поддерживать жизнь так долго, как считает это нужным – даже вопреки разрушительной силе существующего зла. 

   Но Богу столь же невозможно поддерживать такую жизнь бесконечно, как невозможно лгать. Невозможно именно с моральной точки зрения. Такая жизнь все больше становилась бы источником несчастья для самого человека и для других, следовательно Бог слишком добр, чтобы поддерживать существование, столь бесполезное и приносящее вред самому человеку и другим.

    В итоге, отняв поддерживающую силу повлекло за собой уничтожение – естественный результат зла. Жизнь – это милость, дар от Бога, и она будет продолжена навеки только для послушных.

Не было никакой несправедливости в том, что потомки Адама не имели возможности пройти свое испытание каждый отдельно. Иегова вовсе не был обязан дать нам существование, а дав ее, оно могло бы продолжаться только временно, и Он не был связан никаким законом тождественности, или справедливости, чтобы увековечить наше бытие или хотя бы предложить испытание, и в случае послушности дать нам по обетованию вечную жизнь. Хорошо запомните эту мысль. 

     Нынешняя жизнь, превратившаяся от колыбели до могилы исключительно в процесс умирания, все-таки, несмотря на все трудности и разочарования, является даром, милостью – даже если бы ничего ни следовало после смерти. Большинство именно так ее и оценивает, за исключением, может быть, немногих (самоубийц), которых наши суды справедливости неоднократно признавали умалишенными, иначе они не отказывались бы от нынешних благословений. 

     Кроме того, поведение совершенного человека Адама показывает, каким было бы поведение его детей при похожих обстоятельствах.

Многие прониклись ложной идеей, что Бог поставил наш род на испытание жизни, выдвигая как альтернативу вечные мучения, хотя ничего подобного в приговоре даже не упоминается. Милостью, благословением Бога для послушных Ему детей является жизнь – постоянная жизнь, свободная от страданий, болезней и всех иных составляющих увядания и смерти. 

     Адам в полной мере получил это благословение, но при этом был предупрежден, что в случае неповиновения Богу будет лишен этого “дара”: “В день, в который ты вкусишь, умирая умрешь”. 

      Адаму ничего не было известно о жизни в мучениях как о наказании за грех. Вечная жизнь (даже в мучениях) нигде не обещана никому, кроме послушных. Жизнь – дар Божий, а смерть – прямая противоположность жизни – определена Им как наказание. 

     В Писаниях Ветхого Завета нет ни единой ссылки на вечные мучения, тем не менее некоторые высказывания Нового Завета могут истолковываться неверно, и может показаться, что они учат этому. Упомянутые высказывания можно найти среди символов Откровения, а также в притчах и неясных высказываниях нашего Господа, не понятных для тех, кто их слушал тогда (Евангелие от Луки
8:10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Лук. 8:10
), да и не лучше осознанных сегодня. 

 

“Возмездие за грех ” смерть” (Послание апостола Павла к Римлянам
6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Рим. 6:23
), 

“душа согрешающая, та умрет” (Книга пророка Иезекииля
18:4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
Иез. 18:4
).

 

     Многие посчитали Бога несправедливым в том, что Он позволяет потомкам Адама разделить его осуждение вместо того, чтобы предоставить каждому из них испытание и шанс обрести вечную жизнь наподобие того, который имел Адам. 

     Но что скажут они, если здесь будет показано, что для мира возможность, а также испытание на предмет вечной жизни будут намного благоприятнее, чем для Адама, и это благодоря также и тому что Бог выбрал этот план с целью позволить роду Адама разделить его наказание естественным путем?

      Мы верим, что все состоит именно так, и постараемся сделать это понятным.

     Бог убеждает нас, что поскольку осуждение перешло на всех в Адаме, то Им назначен новый глава, новый отец, дающий жизнь человеческому роду, в Которого все могут быть перенесены верой и послушанием. И как все в Адаме разделили проклятие смерти, таким же оброзом все во Христе станут участниками благословения реституции; Церковь в этом случае является исключением  (Послание апостола Павла к Римлянам
5:12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
5:18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
5:19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Рим. 5:12, 18, 19
). 

     Если так, то смерть непорочного и безгрешного Иисуса была окончательным улаживанием в отношении Бога греха Адама. Поскольку один человек согрешил и все унаследовали в нем его проклятие, его наказание, то Иисус, заплатив наказание этого одного грешника, купил не только Адама, но и всех его потомков – всех людей, – разделивших по наследству его слабости, грехи и наказание за них – смерть. 

     Наш Господь, “человек Иисус Христос” (не имеющий порока, получивший признание), с совершенным семенем, то есть родом, в Себе (еще нерожденным и так же незапятнанным грехом), – отдал всю Свою человеческую жизнь и Свои права и титул как полную цену выкупа за Адама и его род, или семя, находящееся в нем при вынесении приговора.

Полностью купив жизнь Адама и его рода, Христос предлагает усыновить как Свое семя его детей – всех из рода Адама, кто примет условия Его Нового Завета, – чтобы через веру и послушание они могли войти в семью Бога и получить вечную жизнь. 

     Таким путем Искупитель “увидит Свое семя [тех из семени Адама, кто примет усыновление на предложенных Им условиях] и продолжит дни Свои [имея дарованное Ему Отцом, в виде награды за послушание, воскресение к высшему, нежели человеческий, уровню существования]”, и все это самым необычным путем – жертвованием жизни и потомства. Поэтому написано:

 

Ибо, как в Адаме все умирают, точно также и во Христе все будут оживотворены” (Первое послание апостола Павла к Коринфянам
15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
1 Кор. 15:22
, Кас, откорректированный перевод).

 

    Вред, нанесенный нам падением Адама (для нас это не было несправедливостью), должен быть, по Божьей милости, более чем уравновешен благодатью в Христе. 

     Все, рано или поздно (в Божье “свое время”), получат полную возможность быть восстановленными к тому положению, какое занимал Адам до согрешения. Кто не обрел полного знания об этой благодати Бога в настоящее время и верою не находит в ней радости (а таких преимущественное большинство, включая детей и язычников), тот, без сомнения, получит такую привилегию в следующем веке, или “грядущем мире” – диспенсации (веке), которая придет после нынешней. 

     Для этого “все находящиеся в гробах… выйдут”. Всякий (в этом веке или в следующем), кто полностью узнает об искупительной цене, данной нашим Господом Иисусом, и о своих последующих привилегиях, считается с тех пор на испытании – как был в свое время Адам.

       Повиновение дает постоянно продолжающуюся жизнь, а неповиновение влечет за собой постоянно продолжающуюся смерть – “вторую смерть”. Тем не менее, нельзя требовать от кого бы то ни было совершенного повиновения без совершенной способности оказать его. 

     Под Заветом Милости Евангельского века члены Церкви получили приписанную им по вере праведность Христа, чтобы возместить неминуемые недостатки, имеющиеся в них по причине немощи плоти. Та же Божественная Милость будет действовать в Тысячелетнем веке в отношении “всякого [из мира], кто пожелает”.

      До тех пор, пока не придет физическое совершенство (которое станет всеобщим достоянием перед завершением Тысячелетнего века), нельзя будет ожидать абсолютного морального совершенства. 

     Новое испытание, как результат выкупа и Нового Завета, будет отличаться от испытания в Едеме тем, что дела каждого повлияют только на его собственное будущее.

     Не значит ли это, что кому-то из человечества будет дан второй шанс обрести вечную жизнь? Отвечаем, что через непослушание прародителя Адама первый шанс вечной жизни обернулся потерей для него самого и для всего его рода, находящегося “в его чреслах”. 

     В этом первоначальном испытании “осуждение перешло на всех людей”. Божий план состоял в том, чтобы посредством искупительной жертвы Христа дать Адаму и всем, кто потерял жизнь в результате его неудачи – после того, как они испробуют чрезвычайную греховность греха и почувствуют на себе бремя наказания, – возможность вернуться к Богу через веру в Искупителя. 

     Если кто-то назовет это “вторым шансом”, пусть называет. Естественно, для Адама это будет вторая возможность и в определенном смысле таковой она будет для всех из числа искупленного человеческого рода, однако для каждого лично, из его потомков в отдельности, такая возможность будет первой, поскольку они родились уже под осуждением смерти. 

     Называйте это как угодно, но факт остается фактом – через непослушание Адама все были осуждены на смерть и (в Тысячелетнем веке) все будут рады полной возможности обрести вечную жизнь на благоприятных условиях Нового Завета. 

     В этом и состоит возвещенная ангелами “великая радость, которая будет всем людям”. По словам апостола, эта Божья благодать – что наш Господь Иисус “дал себя искуплением за всех” – должна стать для всех “свидетельством” в “свое время” (Послание апостола Павла к Римлянам
5:17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
5:18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
5:19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Рим. 5:17-19
; Первое послание апостола Павла к Тимофею
2:4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
2:6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
1 Тим. 2:4-6
). 

     Не Бог, а сами люди ограничили Евангельским веком шанс, или возможность достигнуть жизни. Бог, наоборот, говорит нам, что Евангельский век служит исключительно для выбора Церкви, царственного священства, посредством которого в следующем веке все остальные будут приведены к четкому познанию истины и полной возможности обеспечить себе вечную жизнь под Новым Заветом.

 В чем же преимущество такого пути? Почему не дать всем людям индивидуально шанс прийти к жизни сразу, сегодня – без длительного процесса испытания Адама и его осуждения, без участия его потомков в этом осуждении, без искупления всех жертвой Христа и без нового предложения для всех обрести жизнь на условиях Нового Завета? 

     Если зло следовало допустить по причине свободы  воли и выбора человека, то почему его искоренение проходит столь необычным, и как кажется на первый и поверхностный взгляд продолжительным и сложным для понимания путем? Почему столько бед сваливается на тех многих, которые в конечном итоге, как послушные дети Бога, получат дар жизни? 

     Да, это и есть то, на чем сконцентрирована важность вопроса. Если бы размножение человеческого рода Бог определил по-иному – чтобы детям не вкусить последствий родительских грехов (умственных, моральных и физических недостатков), – и Создатель устроил бы это таким образом, чтобы всем для испытания достались благоприятные условия Едема, а осудить и “отсечь” следовало бы только преступников, тогда сколько, предположительно, при всех благоприятных условиях, было бы найдено достойных жизни, а сколько – недостойных? 

     Если случай с Адамом использовать как критерий (Адам, без сомнения, был во всех отношениях примером совершенного человека), то напрашивается вывод, что никто не был бы найден полностью послушным и достойным, потому что никто не обладал бы таким ясным знанием о Боге и опытом общения с Ним, обуславливающим полноту доверия к Его законам – не полагаясь при этом на собственные суждения. Мы уверены, что именно знание Своего Отца дало Христу полное доверие и сделало Его непоколебимым в послушании (Книга пророка Исайи
53:11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Ис. 53:11
). 

     Но давайте предположим, что четвертая часть людей обрела бы жизнь, или, того больше, предположим что половина людей оказалась бы достойной, а на вторую половину пришло бы наказание за грех – смерть. Что тогда? Предположим, что послушная половина никогда не испытала бы на себе греха и даже не была его свидетелем. 

     Разве не чувствовали бы эти люди постоянного любопытства ко всему запрещенному, ограниченные исключительно боязнью Бога и боязнью наказания? 

     Их служение не явилось бы таким чистосердечным, как в случае познания ими добра и зла, а, значит, полного понимания щедрых замыслов Творца в создании законов, которые направляют Его путь и путь Его творений.

     Посмотрим и на другую половину – на тех, которые по причине своего добровольного греха пошли бы на смерть. Они оказались бы длительное время отрезанными от жизни, а их единственная надежда состояла бы в том, что Бог в Своей любви помнил бы о них, как о Своих созданиях, деле рук Своих, и дал бы им еще одно испытание. Почему? 

     Единственной причиной была бы надежда, что после пробуждения и повторного испытания некоторые из них, имея больший опыт, могли бы избрать повиновение и могли бы жить. 

     Даже если бы этот план был в своих последствиях таким же хорошим, как и нынешний принятый Богом, к нему по-прежнему имелись бы серьезные возражения.

     Насколько предпочтительнее для Божьей мудрости ограничить грех до определенных пределов – что и делается в Его нынешнем плане. Насколько проще понять даже нашим ограниченным умом, что достаточно иметь один совершенный и беспристрастный закон, провозглашающий смерть (уничтожение, отсечение от жизни) в качестве возмездия за добровольный грех. 

     Таким образом Бог ограничивает дозволенное Им зло, предвидя, что Тысячелетнее царствование Христа совершит полное искоренение зла и всех злоумышленников и введет вечность праведности, основанную на полном знании и совершенном, добровольном повиновении совершенных существ. 

     Но к предложенному плану есть два других возражения, касающиеся первоначального испытания каждой личности отдельно. В плане, принятом Богом, было вполне достаточно одного Искупителя, поскольку только один согрешил и только один был осужден (другие разделили его осуждение). 

     Однако если бы первое испытание было индивидуальным испытанием каждого то так же индивидуально была бы осуждена и согрешившая половина человечества, и тогда для каждого осужденного требовалась бы жертва искупителя.

      Одна неутраченная жизнь могла искупить одну утраченную, но не более. Один совершенный человек, “человек Иисус Христос”, искупивший падшего Адама (и все потерянное нами через него), не мог быть “искуплением [соответствующей ценой] за всех” ни при каких других обстоятельствах, за исключением обстоятельств уже осушествляемого плана, избранного Богом.

Если мы примем общее число человеческих существ со времен Адама в количестве ста миллиардов, и то, что лишь половина из них согрешила, то потребуются все пятьдесят миллиардов послушных совершенных людей, чтобы умереть и предоставить выкуп [соответствующую цену] за все пятьдесят миллиардов преступников. Так вот, по такому замыслу смерть перешла бы на всех, и такой план принес бы не меньше страданий, чем люди испытывают сегодня. 

     Другое возражение к этому плану состоит в том, что он способен серьезно расстроить Божьи планы относительно выбора и возвышения к божественной природе “малого стада”, тела Христа – группа, для которой Иисус является Главой и Господом. 

     Бог по Своей справедливости не мог бы заставить пятьдесят миллиардов послушных сынов отдать свои права, привилегии и саму жизнь выкупом за грешников, так как по Его закону они, благодаря своему повиновению, добились бы права на постоянную жизнь. 

     Поэтому, если бы таким совершенным людям было бы предложено стать искупителями падших людей, то, согласно Божьему плану – как в случае нашего Господа Иисуса, – им также следовало бы предложить какую-то особую награду, чтобы для выставленной перед ними радости они могли принять наказание своих братьев. 

     А если им будет дана такая же награда, какая была дана нашему Господу Иисусу, то есть стать причастниками новой, божественной природы, быть высоко превознесенными – превыше ангелов и начальства, и власти, и всякого имени именуемого, после Иеговы (Послание апостола Павла к Ефесянам
1:20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
1:21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
Еф. 1:20, 21
), – тогда на божественном уровне оказалось бы несметное количество существ, что Божья мудрость вряд ли бы приняла с одобрением. 

     Более того, эти пятьдесят миллиардов при упомянутых условиях оказались бы равными, не имеющими между собой вождя, или главы, тогда как план, принятый Богом, требует одного Искупителя, высоко превознесенного к божественной природе, а затем и “малого стада” тех, кого Он искупил, кто “ходит Его следами” страданий и самоотречения, чтобы разделить Его имя, Его почести, Его славу и Его природу – так же, как жена разделяет все со своим мужем.

     Способные оценить эту черту Божьего плана, которая, осудив всех в одном представителе, открыла путь для выкупа и реституции всех посредством одного Искупителя, найдут в ней пути решения многих трудностей. 

     Они увидят, что в действительности все предстоит наоборот, что осуждение всех в одном человеке не принесло вреда, а явилось для всех большой милостью – если только смотреть на это в контексте Божьего плана, предусмотревшего оправдание для всех через жертву другого человека. 

     Когда цель Бога в позволении зла осуществится, а польза от выкупа будет соотносительной с наказанием за грех, тогда со злом будет покончено навсегда. 

     Невозможно, однако, правильно оценить эту черту Божьего плана без полного осознания порочности греха, без осознания сути наказания за грех – смерти, без оценки важности и цены данного нашим Господом выкупа, без действительного и полного восстановления личности к благоприятным условиям, при которых она будет иметь полное и достаточное испытание, прежде, чем будет признана достойной награды (вечно продолжаюшейся жизни) или наказания (вечно продолжаюшейся смерти).

Глядя на грандиозный план искупления и последующую “реституцию всего” через Христа, мы можем видеть благословения (явившиеся результатом позволения зла), которые нельзя было полностью осознать по-другому.

     Люди не только обретут пользу на всю вечность от полученного опыта, а ангелы – оттого, что взирали на пережитое человеком, но и обогатятся более полным знакомством с характером Бога, явленным в Его плане. 

     Когда этот план полностью осуществится, тогда все смогут разборчиво проследить мудрость, справедливость, любовь и силу Бога. Все увидят справедливость, которая не могла нарушить божественный вердикт и не могла спасти справедливо осужденное человечество без полного упразднения наказания добровольным искупителем. 

     Все увидят любовь, приготовившую эту благородную жертву и высоко превознесшую Искупителя по правую руку Бога, дав Ему могущество и авторитет вернуть к жизни всех купленных Его собственной драгоценной кровью.

      Все также увидят силу и мудрость, которым удалось устроить замечательную судьбу Божьих созданий и так поруководить всяким влиянием, оказывающим сопротивление, чтобы сделать их добровольными или невольными орудиями для дальнейшего продвижения и окончательного свершения Его грандиозных замыслов. 

     Если бы зло не было позволено и затем взято под контроль божественным провидением, мы не видим, как удалось бы достичь таких результатов. Позволение зла между людьми на какое-то время говорит о дальновидной мудрости, которая учла все сопутствующие обстоятельства, нашла средство и определила окончательный результат посредством Его могущества и милости.

     На протяжении Евангельской диспенсации грех и сопутствующее ему зло были использованы для обучения и приготовления Церкви. Если бы зло не было позволено, жертва нашего Господа Иисуса и Его Церкви, наградой за которую является божественная природа, была бы невозможной.

     Кажется очевидным, что в сущности тот же закон Бога, которому сегодня подлежит человечество, и наградой за послушание которому является жизнь, а за непослушание – наказание в виде смерти, – окончательно должен руководить всеми интеллигентными созданиями Бога. По определению нашего Господа, этот закон можно коротко заключить в одном слове – Любовь.

 

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим и ближнего твоего, как самого себя” (Евангелие от Луки
10:27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Лук. 10:27
).

 

В завершение всего, когда исполнятся замыслы Бога, слава божественного характера будет явлена всем интеллигентным созданиям и все поймут, что временное позволенное зла было мудрой чертой божественной дальновидности. Сегодня это можно увидеть только глазами веры – всматриваясь через Божье Слово в будущее на все то, о чем говорили своими устами все святые пророки от начала мира, – на реституцию всего.