“А КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?”

“Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Евангелие от Матфея
22:39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
Матфея 22:39
).

Эти слова наш Господь процитировал, подытоживая Десять Заповедей. Разделив Десять Заповедей на две части, Он показал, что одна часть касалась долга и обязательств перед Богом, а вторая – долга и обязательств перед ближними. Первая часть призывала любить Господа и служить Ему своим сердцем, своим существом, своим умом, своими силами, а вторая часть, которая касалась человечества, призывала любить своего ближнего как самого себя.
В особенном значении иудеи считали себя Божьим народом. Под Законом они считали друг друга ближними, потому что все были народом Господа. Но они думали, что хотя им следует любить ближних всем сердцем, следует также ненавидеть своих врагов – все близлежащие народы, с которыми Бог не считался. Однако тот факт, что Бог в прошлом приказывал им убивать или прогонять окрестные народы, вовсе не подразумевал, что иудеи должны ненавидеть их и стремиться нанести им действительный вред. Наш Господь, очевидно, хотел показать, что иудеи неправильно смотрели на вещи. Он учил их любить своих врагов, делать добро тем, кто их преследовал. Это был лучший путь. Он показал им, что они должны смотреть шире и воспринимать весь мир доброжелательно.
Для этого однажды Он дал им притчу о Добром Самарянине. В этой притче Он показал одного человека, который не был иудеем, но помог потерпевшему иудею. Иудейский священник заметил раненого человека на дороге, но обошел его стороной. Левит, хоть не был в таких тесных отношениях с Богом, как священник, также только посмотрел на него и перешел на другую сторону дороги. Проезжал там и самарянин, чужой, который не был у единстве с Богом. Он быстро помог раненому – помазал раны маслом и перевязал их, потому что того побили, ограбили и поиздевались над ним. Самарянин, “посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем”. Он остался с раненым на ночь, а когда отправлялся в дорогу утром, дал немного денег хозяину гостиницу и сказал: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе” (Евангелие от Луки
10:29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10:30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10:31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
10:32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10:33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10:34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10:35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Лук. 10:29-35
). Иисус сказал, что в самарянине из притчи мы имеем пример того, кто является действительным ближним.
Эта притча служит для нашего наставления и сегодня. Если мы воспринимаем понятие о настоящем ближнем, представленное нашим Господом, и говорим, что мы имеем такое же понятие, тогда мы должны следовать Золотому Правилу: то, что я хочу, чтобы сделали мне, я должен сделать другому. И если вы чувствуете, что, очутившись где-то на обочине, побитый и раненый разбойниками, вы бы хотели, чтобы вам кто-то помог, делайте то же самое другим, если для этого есть возможность. И так во всем. С такой точки зрения весь мир является ближними, независимо от того, как далеко они от нас – на этой стороне земли или на той. Такой широкий, общий подход показывает наше отношение ко всему миру, и обязанностью перед ним является одинаковое отношение к тем и другим. Все являются нашими ближними. Всех надо воспринимать как ближних, когда позволяет случай. Исключений нет.
Разве можно говорить, что того и того надо воспринимать доброжелательно только потому, что он был доброжелателен к нам, и только его мы должны воспринимать как ближнего. В таком случае самарянин не был бы ближним. Он мог подумать себе: раз этого человека никто не нашел на обочине и не сделал для него ничего, то и я ничего не буду делать. В этой притче и в Своих высказываниях о духе Закона в отношениях с нашими ближними Господь изложил принцип, что всех надо считать ближними и обращаться с ними доброжелательно, выявлять к ним добрососедское отношение, потому что это – единственное справедливое правило между людьми. Мы должны выражать нашу любовь к ближнему через умелое отношение, через внимательность к его благополучию и интересам, а также помогать ему, насколько это в наших силах, принимая во внимание также другие обязанности.
Когда мы приходим к Церкви, то видим, что между ее членами существуют особенные отношения и узы. Мы должны любить друг друга так, как Иисус возлюбил нас. Это и есть новая заповедь. Золотое Правило не является новой заповедью, потому что оно касалось человека с тех пор, как Бог создал его, и предназначалась как правило жизни. Иудейский Закон, если говорить об отношениях в Израильском народе, имел за основу Золотое Правило. Но Иисус сказал Своим ученикам: “Заповедь новую даю вам”. Он имел в виду, что ставшиеся Новыми Творениями имеют новые отношения, принадлежат к новой семье – Божьей семье.
Наши братья на духовном уровне являются для нас самыми близкими. Кто стал Новым Творением, а, значит, братом для всех Новых Творений, тот должен не только следовать Золотому Правилу, но и быть готовым делать кому-либо из братьев то, что делал Иисус, а именно: полагать свою жизнь за них. Он не должен говорить: “Я положу жизнь за него, но тоже надеюсь, что он охотно положит жизнь за меня”. Нет! Независимо от его собственных интересов и жизни, независимо от того, что другие делают или не делают для него, он должен охотно отдавать себя и быть задействованным для благословения братьев. Он должен иметь жертвенную любовь, которая выходит за пределы Золотого Правила. Тогда мы будем настоящими учениками.